АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

ДИРЕКТОР

АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»

Каргина С. Н.

 Приказ №1 от «9» июня 2025 г.

 

 



 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы игры в хоккей для начинающих»

Возраст: 8-10 лет

Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 28 ак. ч.

 






 

Автор-составитель:

Каргина Светлана Николаевна








пгт. Нахабино, 2025 г.





СОДЕРЖАНИЕ

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................... 3
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ............................................. 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ........... 3
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ..................... 4
1.1 Общая характеристика программы.............. 4
1.2 Цели и задачи программы............................. 4
1.3 Планируемые результаты освоения программы............................................................ 4
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ........................... 6
3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА........................... 7
3.1. Учебный план............................................... 7
3.2. Календарный учебный график.................... 8
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ............. 9
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................... 14
5.1 Условия реализации программы................ 14
5.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.............................. 14
5.3 Кадровое обеспечение реализации программы......................................................... 14
5.4 Учебно-методическое обеспечение........... 15
5.5 Фонд оценочных средств............................ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................... 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3......................................................... 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Основы игры в хоккей для начинающих» (далее – программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
1.              Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.              Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
3.              Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.
Адресат: 8-10 лет.
 
АКТУАЛЬНОСТЬСовременные условия жизни требуют от подрастающего поколения не только высокой умственной активности, но и крепкого здоровья, развитой координации, выносливости и способности к коллективному взаимодействию. При этом хоккей как динамичный и зрелищный вид спорта идеально сочетает в себе физическое, эмоциональное и социальное развитие личности. Однако на массовом уровне зачастую отсутствуют доступные и методически выстроенные программы, позволяющие безопасно и постепенно приобщить детей к этому виду спорта.
Данная базовая программа актуальна тем, что предлагает первичное знакомство с хоккеем в игровой и адаптированной форме; способствует формированию навыков безопасного поведения на льду и вне его; ориентирована на развитие двигательной активности и общей физической подготовки в рамках ЗОЖ; учитывает современные санитарные, возрастные и психолого-педагогические требования.
 
НОВИЗНА ПРОГРАММЫНовизна программы заключается в интеграции ледовой и безледовой подготовки, что позволяет использовать гибкие условия для обучения вне зависимости от сезона и наличия постоянного доступа к катку. Программа сочетает традиционные упражнения с игровыми и вариативными формами деятельности, позволяющими создать безопасную, интересную и эффективную среду для начального освоения хоккея. Важным элементом является включение в программу знаний о гигиене, режиме дня, питании и закаливании, что способствует формированию у обучающихся устойчивых привычек здорового образа жизни. Программа адаптирована для начинающих: в ней не используются профессиональные или технически сложные элементы, нагрузка дозируется с учетом возраста и физического уровня подготовленности обучающихся.
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ Педагогическая целесообразность программы основана на ее направленности на всестороннее развитие обучающихся. Через обучение хоккею в доступной форме формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, закладываются основы спортивной этики, взаимодействия в команде и соблюдения правил. Программа позволяет развивать у обучающихся интерес к физической культуре, способствует формированию положительной учебной мотивации, раскрытию личностных качеств и успешной социализации через участие в подвижной, игровой, коллективной деятельности. Она может быть использована как основа для дальнейшего освоения хоккея в спортивных секциях либо как самостоятельный курс, направленный на укрепление здоровья, улучшение физической формы и расширение кругозора в области спорта.

1.     КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1  Общая характеристика программы Дополнительная общеразвивающая программа «Основы игры в хоккей для начинающих» разработана для реализации на базе АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Основы игры в хоккей для начинающих» по виду образования – дополнительное образование.
Подвид – дополнительное образование детей и взрослых.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы игры в хоккей для начинающих» направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в физическом развитии, создание необходимых условий для формирования спортивных навыков и личностного роста, а также реализацию интересов в области командных видов спорта через освоение ключевых элементов хоккейного мастерства.
Форма обучения – очная.
Категория обучающихся – 8-10 лет.
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
Количество обучающихся в группе – 5 человек.
Продолжительность академического часа составляет 40 мин.
Нормативный срок обучения – 28 ак. часов.
Продолжительность обучения – 5 недель.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 ак. часа.
Язык реализации: русский.
Итоговый документ об окончании курсов по ДО – сертификат установленного образца.
 
1.2  Цели и задачи программыЦель программы: Формирование устойчивых технико-тактических навыков и спортивных компетенций, необходимых для успешного освоения элементов хоккея с шайбой.
Задачи:
Образовательные задачи:
1)     Сформировать базовые технические навыки владения клюшкой и шайбой: ведение, передачи, броски.
2)     Отработать и закрепить изученные элементы в игровых ситуациях.
3)     Научить применять технические приемы в условиях командной игры.
4)     Развить способность анализировать игровые ситуации и принимать тактические решения.
5)     Подготовить к участию в контрольных играх и соревнованиях.
Развивающие задачи:
1)     Развивать быстроту реакции, пространственное мышление и игровую интуицию
2)     Совершенствовать координацию движений и точность выполнения технических элементов
3)     Формировать навык тактического анализа игровых ситуаций и принятия решений
4)     Развивать командное взаимодействие через отработку игровых комбинаций и схем
Воспитательные задачи:
1)     Воспитывать уважение к хоккейным традициям и спортивному этикету
2)     Формировать ответственность за командный результат и дисциплину на тренировках
3)     Прививать стремление к постоянному совершенствованию спортивного мастерства
4)     Воспитывать культуру спортивного поведения и принципы честной игры
 
1.3  Планируемые результаты освоения программыТребования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы «Основы игры в хоккей для начинающих» определяются ключевыми задачами программы, которые отражают индивидуальные, общественные потребности и включают в себя предметные, личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Предметные результаты:
1)     Освоение базовых технических элементов хоккея: ведение шайбы, передачи, броски, силовая борьба
2)     Владение основными тактическими схемами игры в защите и нападении
3)     Умение применять изученные технические приемы в условиях учебной и контрольной игры
4)     Навыки анализа игровых ситуаций и оперативного принятия решений на площадке
5)     Умение взаимодействовать в команде согласно игровой дисциплине и установкам тренера
Метапредметные результаты:
1)     Развитие тактического мышления, умения анализировать игровые ситуации, прогнозировать развитие атаки/обороны и принимать оперативные решения
2)     Формирование способности самостоятельно работать над совершенствованием технических элементов и физических качеств
3)     Умение четко взаимодействовать с партнерами на площадке с помощью игровых жестов и вербальных сигналов
4)     Способность адаптировать освоенные технические приемы к изменяющимся условиям игры (разные схемы противодействия, нестандартные игровые ситуации)
Личностные результаты:
1)     Уважение к хоккейным традициям и ценностям спортивного соперничества
2)     Осознание важности командной игры и дисциплины для достижения спортивных результатов
3)     Повышение мотивации к регулярным тренировкам и самостоятельной работе над совершенствованием навыков
4)     Стремление к физическому и техническому самосовершенствованию, развитию волевых качеств
5)     Формирование уверенности в своих силах и готовности к соревновательной деятельности
 

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯДля оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль, промежуточная аттестация.
Входной контроль проводится в начале курса. Форма проведения – сдача нормативов (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется по итогам каждого тренировочного занятия. Контрольные упражнения после каждого занятия анализируются тренерским составом.
Промежуточная аттестация проводится в форме практических нормативов (Приложение 2). Целью является проверка уровня освоения учебного материала, выявление слабо усвоенных элементов и их последующая коррекция в тренировочном процессе.
Итоговый контрольпроводится в конце обучения по программе. Итоговый контроль проводится в форме тестирования и практических нормативов, где обучающиеся демонстрируют освоенные технические элементы, знание правил игры и тактические умения, сформированные за период обучения. В рамках контроля осуществляется оценка индивидуальных показателей каждого игрока и анализ результатов участия в учебно-тренировочных мероприятиях.

Название тем

Всего

В том числе

Формы контроля

ТЗ

ПЗ

 

Входной контроль

1

-

1

Практические нормативы (Приложение 1)

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №1. Теоретическая подготовка

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема № 2. Гигиена, закаливание. Режим и питание хоккеистов

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №3. Основы техники хоккея

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №4. Основы тактики хоккея

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №5. Правила игры

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №6. Установка перед играми и разбор проведенных игр

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Промежуточная аттестация

2

-

2

Практические нормативы (Приложение 2)

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №7. Подвижные игры с элементами хоккея

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №8. Техническая подготовка

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №9. Игровая подготовка

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №10. Соревнование / двусторонняя

учебная игра /товарищеский матч

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Тема №11. Специальная физическая подготовка

2

1

1

Текущий контроль, наблюдение, практические задания

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Консультация

1

-

1

-

Учебный кабинет / Зал / Ледовая площадка

Итоговый контроль

2

-

2

Тестирование, практические нормативы (Приложение 3)

 

Итого:

28

11

17

 

Темы

Общая трудоемкость, час.


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя


Курс «Основы игры в хоккей для начинающих»

25

2/3

3/3

2/4

3/3

1/4


Консультация

1

-

-

-

-

-/1


Итоговый контроль

2

-

-

-

-

-/1


Итого

28

5

6

6

6

5






АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

ДИРЕКТОР

АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»

Каргина С. Н.

 Приказ №1 от «9» июня 2025 г.

 

 



 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы игры в хоккей для начинающих»

Возраст: 8-10 лет

Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 28 ак. ч.

 






 

Автор-составитель:

Каргина Светлана Николаевна








пгт. Нахабино, 2025 г.

Цель программы: Формирование устойчивых технико-тактических навыков и спортивных компетенций, необходимых для успешного освоения элементов хоккея с шайбой.
Задачи:
Образовательные задачи:
1)     Сформировать базовые технические навыки владения клюшкой и шайбой: ведение, передачи, броски.
2)     Отработать и закрепить изученные элементы в игровых ситуациях.
3)     Научить применять технические приемы в условиях командной игры.
4)     Развить способность анализировать игровые ситуации и принимать тактические решения.
5)     Подготовить к участию в контрольных играх и соревнованиях.
Развивающие задачи:
1)     Развивать быстроту реакции, пространственное мышление и игровую интуицию
2)     Совершенствовать координацию движений и точность выполнения технических элементов
3)     Формировать навык тактического анализа игровых ситуаций и принятия решений
4)     Развивать командное взаимодействие через отработку игровых комбинаций и схем
Воспитательные задачи:
1)     Воспитывать уважение к хоккейным традициям и спортивному этикету
2)     Формировать ответственность за командный результат и дисциплину на тренировках
3)     Прививать стремление к постоянному совершенствованию спортивного мастерства
4)     Воспитывать культуру спортивного поведения и принципы честной игры

3.     СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПрограмма вариативна. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Входной контроль в форме сдачи практических нормативов (Приложение 1)

Тема №1. Безопасность и поведение на занятиях
Теория: Почему важно соблюдать технику безопасности. Основные опасности на льду и в зале (травмы, падения, столкновения). Поведение в раздевалке, на тренировке, в игре. Экипировка: что обязательно и зачем. Безопасность при упражнениях на земле (не скользить, не бегать с клюшкой вслепую). ЗОЖ — залог успеха: сон, питание, отдых
Практика:
На льду:
  • Упражнения на правильные падения: вперёд, назад, вбок
  • Подъём с льда (без помощи клюшки)
  • Эстафета в защите: безопасное торможение у борта
  • Игра «Стоп — лёд»: по команде — падение в нужную сторону
На земле:
  • Отработка страховки при падениях на матах
  • Подъём с колен и перекат в стойку (в экипировке)
  • Имитация падения с клюшкой — как не травмировать руку
  • Интерактив: найти ошибки на схематичной «опасной тренировке»
 
Тема №2. Гигиена и здоровье хоккеиста
Теория: Что входит в личную гигиену спортсмена. Как ухаживать за формой, обувью, клюшкой. Зачем соблюдать режим сна, питания и отдыха. Закаливание: обтирание, душ, свежий воздух. Почему важно восстанавливаться после тренировки. Как избежать инфекций (чистота рук, обуви, раздевалки)
Практика:
На льду:
  • «Гигиеническая разминка»: катание с элементами дыхательных упражнений
  • Упражнение «Заморозка»: осознание переутомления и сигналы тела
  • Игра «Тепло-холод»: чередование нагрузки и отдыха
На земле:
  • Групповая работа: составление режима хоккеиста
  • Конкурс «Мой спортивный день» — устно или на плакате
  • Имитация вечерних восстановительных процедур: дыхание, растяжка, растирание
  • Квест по предметам гигиены (найди: чистую щётку, полотенце, запаску и т.д.)
 
Тема №3. Основы техники игры в хоккей
Теория: Что такое «техника» в хоккее. Основные элементы: катание, ведение шайбы, броски, остановки. Развитие ловкости и координации. Отличия в технике для нападающего и защитника. Роль физических упражнений вне льда (для ног, корпуса, баланса). Повторение движений с шайбой на сухой площадке — тоже тренировка.
Практика:
На льду:
·       «Гигиеническая разминка»: катание с элементами дыхательных упражнений
·       Упражнение «Заморозка»: осознание переутомления и сигналы тела
·       Игра «Тепло-холод»: чередование нагрузки и отдыха
На земле:
·       Групповая работа: составление режима хоккеиста
·       Конкурс «Мой спортивный день» — устно или на плакате
·       Имитация вечерних восстановительных процедур: дыхание, растяжка, растирание
·       Квест по предметам гигиены (найди: чистую щётку, полотенце, запаску и т.д.)
Тема №4. Основы тактики игры
Теория: Что такое тактика и зачем она нужна. Как правильно двигаться по площадке. Основы игры в защите и нападении. Индивидуальные действия и работа в паре. Учимся думать и принимать решения по ходу игры. Простая расстановка на площадке (позиции игроков).
Практика:
На льду:
  • Упражнение «Зона»: игра 2×2 на ограниченном участке
  • Позиционная расстановка: где стоять нападающему/защитнику
  • Сценарий: отработка смены от обороны к атаке
  • Командная игра «Передай и катись»
На земле:
  • Расположение игроков на макете площадки (взаимодействие)
  • Сухая отработка тактических перестроений (ходьба, прыжки)
  • Игра «Роль» — игроки по очереди объясняют свою позицию
  • Видеоситуации: угадай, куда должен двигаться игрок
 
Тема №5. Знакомство с правилами хоккея
Теория: Основные хоккейные правила (где шайба, где ворота, как побеждать). Когда дают штрафы и что делать, если фол. Кто такой судья, капитан, тренер. Зачем нужны смены. Что делать, если спорная ситуация. Простые правила для игр на зале/улице (без силовой борьбы).
Практика:
На льду:
  • Отработка вбрасывания (по команде тренера)
  • Имитация проброса, офсайда (объяснение, потом игра)
  • «Чистая игра»: ситуация фола, как остановиться правильно
  • Ролевая игра: один — капитан, другие — судьи/игроки
На земле:
  • Викторина по правилам с карточками (можно в командах)
  • Судейский сигнал — отыграть жест/правило
 
Тема №6. Подготовка к игре и обсуждение матча
Теория: Как настроиться на игру. Что обсудить перед началом (план, роли). Как вести себя на скамейке. Зачем обсуждать игру после матча. Учимся находить ошибки без критики. Командная поддержка — часть игры.
Практика:
На льду:
  • Задание «Игровая установка»: игроки разбирают роли на матч
  • Маленький матч с последующим разбором действий
  • Упражнение «что бы ты сделал»: воссоздание игровых ситуаций
  • Игра «Звено» — отработка заданий для каждой линии
На земле:
  • Просмотр короткого фрагмента игры — составить план на ответный матч
  • Индивидуальные задания: «что ты сделал бы лучше»
  • Работа с тех. протоколом (в учебном виде) — отметь удары/пропуски
  • Дискуссия: как улучшить взаимодействие с партнёром
 
Промежуточная аттестация в форме сдачи практических нормативов (Приложение 2)
 
Тема №7. Игры с элементами хоккея
Теория: Подвижные игры развивают реакцию, скорость, внимание. Играть — это тоже тренировка. Важно соблюдать правила даже в играх. Используем упражнения на заливке, асфальте, паркете. Игры без шайбы тоже полезны (работа ног, ориентация, смена направлений).
Практика
На льду:
  • «Ледяные салки»
  • «Спринт за шайбой»
  • «Щитки, клюшки, шлемы»
  • «Хоккейный доктор»
На земле:
  • «Салки с клюшкой и мячом»
  • «Захвати шайбу» — кто быстрее приведёт мяч в «ворота»
  • «Ротация» — смена зон по свистку
  • «Передача в кругу» — усложнение: 2 мяча

Тема №8. Простая техника с шайбой
Теория: Как правильно держать клюшку. Техника ведения шайбы (на льду и на земле). Контроль шайбы и защита от соперника. Как остановить шайбу — корпус, клюшка, ноги. Как делать бросок правильно и безопасно. Безопасное расстояние при тренировках с клюшкой.
Практика:
На льду:
  • Ведение шайбы с поворотами, обводкой
  • Приём и остановка шайбы от партнёра
  • Упражнение «Отскок» — от борта клюшкой
  • Серия бросков по воротам с хода
На земле:
  • Ведение мячей с ускорением
  • Остановка шайбы на резине (с ковриками/досками)
  • Передача партнёру с отражением от стены
  • «Точный бросок» в цель (бутылка, ворота, кольцо)
 
Тема №9. Учимся играть в команде
Теория: Основы игры «один на один», «два на один», «три на два». Что делать в атаке, что — в защите. Почему важно не играть «в одиночку». Простые комбинации: пас — бросок. Игра на ограниченной площадке учит быстро думать. Безопасность в плотной игре.
Практика:
На льду:
  • Мини-игра 1×1, 2×2, 3×3
  • Тренировка большинства (3×2)
  • Отработка защиты в меньшинстве (2×3)
  • Игра «Пас — бросок»
На земле:
  • Игра в «ручной хоккей» — передача мячей рукой в ворота
  • «Хоккейное регби» — борьба за мяч (мягкий)
  • Комбинация «пас — обводка — точка броска»
  • «Квадрат» — контроль мяча в зоне 5×5 м

Тема №10. Двусторонняя игра / товарищеский матч
Теория: Что такое учебная игра и зачем она. Двусторонняя игра — это тренировка в игровом виде. Различия между матчем и обычным занятием. Игра — способ проверить себя. Дисциплина и уважение к сопернику. Главное — не победа, а прогресс.
Практика:
На льду:
  • Полноценная учебная игра 3×3 или 5×5
  • Подготовка к матчу: разминка, установка, роли
  • Судейство внутриигровое (игроки пробуют роль судьи)
На земле:
  • Матч «на сухую»: игра с мячом на роликах или кроссовках
  • Разделение на команды: игра до 2 голов
  • Тренерский разбор после каждого тайма
  • Построение и «рукопожатие» — как в настоящем матче
 
Тема №11. Поддержка физической формы
Теория: Зачем хоккеисту быть сильным и выносливым. Какие качества развивать: скорость, сила, ловкость, баланс. Упражнения вне льда: прыжки, приседы, планка, координация. Особенности тренировок для вратарей (реакция, гибкость). Почему важна разминка и заминка. Правильное питание и отдых после нагрузки.
Практика:
На льду:
  • Упражнение «волна» — ускорения по сигналу
  • Силовая работа с шайбой у борта
  • Эстафеты с сопротивлением
  • Катание назад/вперёд в круге — на выносливость
На земле:
  • Комплекс ОФП: приседы, прыжки, планка, отжимания
  • Лестница или координационная сетка
  • Броски медбола, работа с эспандером
  • «Пульс-игра»: 30 сек работы — 30 сек отдыха (интервальный режим)

Консультация. Целью консультации является расширение и углубление полученных знаний и дополнительный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем.

Итоговый контроль в форме тестирования и сдачи практических нормативов (Приложение 3)


 
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5.1 Условия реализации программы            Для эффективной реализации программы дополнительного образования «Основы игры в хоккей для начинающих» предполагается создание следующих условий:
Организационные:
1)     Формирование тренировочных групп по возрасту и уровню подготовки
2)     Разработка индивидуальных планов развития игроков
3)     Организация медицинского контроля и сопровождения
Материальные:
1)     Ледовая арена с раздевалками, соответствующими нормам СанПиН
2)     Комплект хоккейной экипировки для каждого игрока
Информационные:
1)     Программы по технической, тактической и физической подготовке
2)     Комплексы упражнений для развития специальных навыков
3)     База данных тренировочных и игровых ситуаций

5.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА» располагает материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательной программы.
Материально-техническая база для реализации программы включает следующие составляющие:
Учебный кабинет (для занятий из 5 человек)
̵       Стол для преподавателя - 1 шт.
̵       Стул для преподавателя - 1 шт.
̵       Парта учебная - 3 шт.
̵       Стул учебный - 5 шт.
Ледовая и безледовая площадки:
Комплект инвентаря (универсальный, для физической и координационной подготовки):
̵     мячи (теннисные, пластиковые, со снаряжением) - 5 шт.,
̵     обучающие шайбы (мягкие, лёгкие) - 10 шт.,
̵     маркеры или фишки (конусы) - 20 шт.,
̵     мини-ворота или полноразмерные - 2 шт.,
̵     сетка или щит для бросков;
̵     доска магнитная с фишками;
̵     таймер.
Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом образовательной программы.

5.3 Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы игры в хоккей для начинающих» обеспечивается педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, имеют:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
 
 5.4 Учебно-методическое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Основы игры в хоккей для начинающих» обеспечено учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным темам программы.
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.     Рассказов, А. В. Хоккей с шайбой, детский хоккей в России / А. В. Рассказов, В. Э. Белостропова // Scientific perspectives 2018: Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2018 года. – Москва: Научный центр "Олимп", 2018. – С. 231-233.
2.     Бобарико, Р. И. Эффективность использования технических приемов в игре вратаря в хоккее / Р. И. Бобарико, К. К. Бондаренко // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики : Сборник научных статей 1-й Международной научно-практической конференции, посвященной памяти ректора ВГИФК Владимира Ивановича Сысоева, Воронеж, 23–24 октября 2018 года / Воронежский государственный институт физической культуры. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2018. – С. 37-40.
3.     Фархиев, И. И. Хоккей как средство развития морально - волевых качеств у младших подростков / И. И. Фархиев // ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 11 декабря 2019 года. – Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 282-284.

5.5 Фонд оценочных средств Фонд оценочных средств предназначен для объективной оценки уровня сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по дисциплине. Он служит инструментом контроля и измерения результатов освоения образовательного материала на различных этапах обучения.
Задачи ФОС:
1)     Диагностика уровня подготовки обучающихся по ключевым темам программы
2)     Оценка тактической подготовки: понимание игровых схем; взаимодействие в звеньях; действия в стандартных положениях.
3)     Контроль физической подготовленности: скоростно-силовые качества; специальная выносливость; координационные способности.
4)     Развитие навыков самооценки и самоконтроля обучающихся, а также способности аргументировать свои решения и объяснять допущенные ошибки.
5)     Создание методической базы для входного и текущего контролей, промежуточной аттестации и итогового контроля.
Виды контроля, реализуемые через ФОС:
1)     Входной контроль — проводится в начале изучения дисциплины для выявления уровня базовой подготовки.
2)     Текущий контроль — позволяет отслеживать динамику усвоения материала и корректировать образовательную траекторию.
3)     Промежуточная аттестация — направлена на проверку.
4)     Итоговый контроль — фиксирует уровень достижения образовательных результатов по завершении изучения дисциплины.
ФОС содержит задания различных уровней сложности, направленные на:
1)     проверку знаний правил игры и тактических схем
2)     оценку техники катания и владения клюшкой
3)     анализ игровых ситуаций и принятия решений
4)     контроль физической подготовленности (скорость, выносливость, координация)
5)     оценку командного взаимодействия и понимания игры

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Входной контроль

Практические нормативы

 

Цель: определить исходный уровень физической и координационной подготовки, знания техники безопасности и элементарного катания (если уже есть опыт).

Ледовая часть:

Элемент

Норматив

Устойчивое стояние на коньках

30 сек. без падений

Подъём с колен

Без ошибок, не опираясь руками на лёд

Скользящий шаг (1-2 метра)

Выполнен с равновесием

Падение и подъём

1× вперёд и назад — без травмоопасных ошибок


Безледовая часть:

Элемент

Норматив

Упражнение «координационная лестница» (бег с шагом в ячейки)

10 сек. на 5 м

Прыжки на двух ногах (на точность)

Внутри обозначенных меток

Тест на гибкость (наклон вперёд из положения стоя)

Касание пальцами пола

Мини-тест по ТБ и гигиене

5 вопросов, не менее 3 правильных


  ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Промежуточная аттестация

Практические нормативы


Цель: оценить усвоение базовых технических навыков, поведения на льду, начальных игровых приёмов.

Ледовая часть:

Элемент

Норматив

Падение в трёх направлениях + правильный подъём

Безопасно, с правильной техникой

Катание вперёд + остановка

5–7 м с контролем, безопасная остановка

Ведение шайбы по прямой

5 м без потери шайбы

Передача шайбы в паре

3 из 5 попаданий в клюшку партнёру


Безледовая часть:

Элемент

Норматив

Ведение шайбы с клюшкой вокруг 3 конусов

До 20 сек. с контролем

Имитация броска шайбы по воротам (по коврику/в стену)

3 из 5 «бросков» точно по цели

Упражнение на равновесие (стойка на одной ноге)

10 сек. на каждой ноге


1.      

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Итоговый контроль

Тестирование


1. Родина хоккея
1)     Франция
2)     Великобритания
3)     Канада
4)     Новая Шотландия

2. Первый хоккейный матч состоялся в
1)     Ванкувере
2)     Оттаве
3)     Монреале
4)     Торонто

3. Какой шайбой играли в хоккей в 1875 году?
1)     деревянной
2)     железной
3)     каменной
4)     резиновой

4. Кто такой ровер?
1)     вратарь
2)     нападающий
3)     защитник
4)     сильнейший хоккеист, лучше всех забрасывающий шайбы

5. Кто такой лайнсмен?
1)     главный судья
2)     помощник судьи
3)     судья

6. В каком году впервые поставили хоккейные ворота?
1)     1875 г.
2)     1877г.
3)     1885г.
4)     1900г.

7. Кто в 1900г. изобрёл сетку для хоккейных ворот?
1)     Б.Клинтон
2)     Р.Смит
3)     У.Робертсон
4)     Ф.Нильсон
 
8. В 1929 г. хоккейный вратарь Клинт Бенедикт из Монреаля впервые надел        
1)     маску
2)     перчатки
3)     защитную экипировку
 
9. В каком году состоялся первый чемпионат мира по хоккею?
1)     1911г.
2)     1917г.
3)     1920г.  
4)     1929г.
 
10. В Северной Америке переходящий приз для лучшей хоккейной команды называется
1)     кубок Алана
2)     кубок Хорсли
3)     кубок Смита
4)     кубок Стэнли
 
11. Переходящий приз для лучшей хоккейной команды России называется
1)     кубок Гагарина
2)     кубок Третьяка
3)     кубок Фетисова
4)     кубок Харламова
 
12. Днём рождения хоккея в России и в СССР считается
1)     22 декабря 1946г.
2)     17 октября 1936г.
3)     25 ноября 1950г.
4)     23 февраля 1960г.
 
13.В каком году сборная СССР получила первый титул чемпиона мира, обыграв канадцев со счётом 7:3?
1)     1954г.
2)     1960г.
3)     1970г.
4)     1990г.
 
14.За какую команду играли Третьяк, Харламов, Фетисов?
1)     ЦСКА
2)     Спартак
3)     Динамо
4)     Торпедо
 
15. На какую букву начинается имя Третьяка, Харламова, Фетисова?
1)     А
2)     В
3)     М
4)     С
 

Практические нормативы

Цель: подтвердить освоение базовых умений, готовность к участию в игровых тренировках, понимание ключевых основ хоккея.

Ледовая часть:

Элемент

Норматив

Комбинация: катание вперёд + обводка + бросок

Выполнено в комплексе с контролем

Игра 1×1 / 2×2

Участие с соблюдением правил и техникой

Падение + подъем + катание в связке

Безопасно, с координацией

Передача шайбы + бросок по воротам

3 из 5 – точные передачи, 2 из 5 – результативные броски


Безледовая часть:

Элемент

Норматив

Дриблинг с шайбой на земле

Между 5 фишками, до 15 сек.

Упражнение на скорость реакции (ловля мяча/перемещение по команде)

Без ошибок в 3 попытках

Мини-тест (гигиена, тактика, техника)

10 вопросов, не менее 8 правильных

Командная игра в «ручной хоккей»

Активное участие, соблюдение командной тактики