АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»
УТВЕРЖДЕНО
ДИРЕКТОР
АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА»
Каргина С. Н.
Приказ №1 от «9» июня 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы игры в хоккей для начинающих»
Возраст: 8-10 лет
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 28 ак. ч.
Автор-составитель:
Каргина Светлана Николаевна
пгт. Нахабино, 2025 г.
Цель программы: Формирование устойчивых технико-тактических навыков и спортивных компетенций, необходимых для успешного освоения элементов хоккея с шайбой.
Задачи: Образовательные задачи:
1) Сформировать базовые технические навыки владения клюшкой и шайбой: ведение, передачи, броски.
2) Отработать и закрепить изученные элементы в игровых ситуациях.
3) Научить применять технические приемы в условиях командной игры.
4) Развить способность анализировать игровые ситуации и принимать тактические решения.
5) Подготовить к участию в контрольных играх и соревнованиях.
Развивающие задачи:
1) Развивать быстроту реакции, пространственное мышление и игровую интуицию
2) Совершенствовать координацию движений и точность выполнения технических элементов
3) Формировать навык тактического анализа игровых ситуаций и принятия решений
4) Развивать командное взаимодействие через отработку игровых комбинаций и схем
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать уважение к хоккейным традициям и спортивному этикету
2) Формировать ответственность за командный результат и дисциплину на тренировках
3) Прививать стремление к постоянному совершенствованию спортивного мастерства
4) Воспитывать культуру спортивного поведения и принципы честной игры
3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПрограмма вариативна. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Входной контроль в форме сдачи практических нормативов (Приложение 1)
Тема №1. Безопасность и поведение на занятияхТеория: Почему важно соблюдать технику безопасности. Основные опасности на льду и в зале (травмы, падения, столкновения). Поведение в раздевалке, на тренировке, в игре. Экипировка: что обязательно и зачем. Безопасность при упражнениях на земле (не скользить, не бегать с клюшкой вслепую). ЗОЖ — залог успеха: сон, питание, отдых
Практика: На льду:
- Упражнения на правильные падения: вперёд, назад, вбок
- Подъём с льда (без помощи клюшки)
- Эстафета в защите: безопасное торможение у борта
- Игра «Стоп — лёд»: по команде — падение в нужную сторону
На земле:
- Отработка страховки при падениях на матах
- Подъём с колен и перекат в стойку (в экипировке)
- Имитация падения с клюшкой — как не травмировать руку
- Интерактив: найти ошибки на схематичной «опасной тренировке»
Тема №2. Гигиена и здоровье хоккеистаТеория: Что входит в личную гигиену спортсмена. Как ухаживать за формой, обувью, клюшкой. Зачем соблюдать режим сна, питания и отдыха. Закаливание: обтирание, душ, свежий воздух. Почему важно восстанавливаться после тренировки. Как избежать инфекций (чистота рук, обуви, раздевалки)
Практика: На льду:
- «Гигиеническая разминка»: катание с элементами дыхательных упражнений
- Упражнение «Заморозка»: осознание переутомления и сигналы тела
- Игра «Тепло-холод»: чередование нагрузки и отдыха
На земле:
- Групповая работа: составление режима хоккеиста
- Конкурс «Мой спортивный день» — устно или на плакате
- Имитация вечерних восстановительных процедур: дыхание, растяжка, растирание
- Квест по предметам гигиены (найди: чистую щётку, полотенце, запаску и т.д.)
Тема №3. Основы техники игры в хоккейТеория: Что такое «техника» в хоккее. Основные элементы: катание, ведение шайбы, броски, остановки. Развитие ловкости и координации. Отличия в технике для нападающего и защитника. Роль физических упражнений вне льда (для ног, корпуса, баланса). Повторение движений с шайбой на сухой площадке — тоже тренировка.
Практика: На льду:
· «Гигиеническая разминка»: катание с элементами дыхательных упражнений
· Упражнение «Заморозка»: осознание переутомления и сигналы тела
· Игра «Тепло-холод»: чередование нагрузки и отдыха
На земле:
· Групповая работа: составление режима хоккеиста
· Конкурс «Мой спортивный день» — устно или на плакате
· Имитация вечерних восстановительных процедур: дыхание, растяжка, растирание
· Квест по предметам гигиены (найди: чистую щётку, полотенце, запаску и т.д.)
Тема №4. Основы тактики игрыТеория: Что такое тактика и зачем она нужна. Как правильно двигаться по площадке. Основы игры в защите и нападении. Индивидуальные действия и работа в паре. Учимся думать и принимать решения по ходу игры. Простая расстановка на площадке (позиции игроков).
Практика: На льду:- Упражнение «Зона»: игра 2×2 на ограниченном участке
- Позиционная расстановка: где стоять нападающему/защитнику
- Сценарий: отработка смены от обороны к атаке
- Командная игра «Передай и катись»
На земле:- Расположение игроков на макете площадки (взаимодействие)
- Сухая отработка тактических перестроений (ходьба, прыжки)
- Игра «Роль» — игроки по очереди объясняют свою позицию
- Видеоситуации: угадай, куда должен двигаться игрок
Тема №5. Знакомство с правилами хоккеяТеория: Основные хоккейные правила (где шайба, где ворота, как побеждать). Когда дают штрафы и что делать, если фол. Кто такой судья, капитан, тренер. Зачем нужны смены. Что делать, если спорная ситуация. Простые правила для игр на зале/улице (без силовой борьбы).
Практика: На льду:- Отработка вбрасывания (по команде тренера)
- Имитация проброса, офсайда (объяснение, потом игра)
- «Чистая игра»: ситуация фола, как остановиться правильно
- Ролевая игра: один — капитан, другие — судьи/игроки
Н
а земле:- Викторина по правилам с карточками (можно в командах)
- Судейский сигнал — отыграть жест/правило
Тема №6. Подготовка к игре и обсуждение матчаТеория: Как настроиться на игру. Что обсудить перед началом (план, роли). Как вести себя на скамейке. Зачем обсуждать игру после матча. Учимся находить ошибки без критики. Командная поддержка — часть игры.
Практика: На льду:- Задание «Игровая установка»: игроки разбирают роли на матч
- Маленький матч с последующим разбором действий
- Упражнение «что бы ты сделал»: воссоздание игровых ситуаций
- Игра «Звено» — отработка заданий для каждой линии
На земле:- Просмотр короткого фрагмента игры — составить план на ответный матч
- Индивидуальные задания: «что ты сделал бы лучше»
- Работа с тех. протоколом (в учебном виде) — отметь удары/пропуски
- Дискуссия: как улучшить взаимодействие с партнёром
Промежуточная аттестация в форме сдачи практических нормативов (Приложение 2)
Тема №7. Игры с элементами хоккеяТеория: Подвижные игры развивают реакцию, скорость, внимание. Играть — это тоже тренировка. Важно соблюдать правила даже в играх. Используем упражнения на заливке, асфальте, паркете. Игры без шайбы тоже полезны (работа ног, ориентация, смена направлений).
ПрактикаНа льду:- «Ледяные салки»
- «Спринт за шайбой»
- «Щитки, клюшки, шлемы»
- «Хоккейный доктор»
На земле:- «Салки с клюшкой и мячом»
- «Захвати шайбу» — кто быстрее приведёт мяч в «ворота»
- «Ротация» — смена зон по свистку
- «Передача в кругу» — усложнение: 2 мяча
Тема №8. Простая техника с шайбойТеория: Как правильно держать клюшку. Техника ведения шайбы (на льду и на земле). Контроль шайбы и защита от соперника. Как остановить шайбу — корпус, клюшка, ноги. Как делать бросок правильно и безопасно. Безопасное расстояние при тренировках с клюшкой.
Практика: На льду:- Ведение шайбы с поворотами, обводкой
- Приём и остановка шайбы от партнёра
- Упражнение «Отскок» — от борта клюшкой
- Серия бросков по воротам с хода
На земле:- Ведение мячей с ускорением
- Остановка шайбы на резине (с ковриками/досками)
- Передача партнёру с отражением от стены
- «Точный бросок» в цель (бутылка, ворота, кольцо)
Тема №9. Учимся играть в командеТеория: Основы игры «один на один», «два на один», «три на два». Что делать в атаке, что — в защите. Почему важно не играть «в одиночку». Простые комбинации: пас — бросок. Игра на ограниченной площадке учит быстро думать. Безопасность в плотной игре.
Практика: На льду:- Мини-игра 1×1, 2×2, 3×3
- Тренировка большинства (3×2)
- Отработка защиты в меньшинстве (2×3)
- Игра «Пас — бросок»
На земле:- Игра в «ручной хоккей» — передача мячей рукой в ворота
- «Хоккейное регби» — борьба за мяч (мягкий)
- Комбинация «пас — обводка — точка броска»
- «Квадрат» — контроль мяча в зоне 5×5 м
Тема №10. Двусторонняя игра / товарищеский матчТеория: Что такое учебная игра и зачем она. Двусторонняя игра — это тренировка в игровом виде. Различия между матчем и обычным занятием. Игра — способ проверить себя. Дисциплина и уважение к сопернику. Главное — не победа, а прогресс.
Практика:На льду:- Полноценная учебная игра 3×3 или 5×5
- Подготовка к матчу: разминка, установка, роли
- Судейство внутриигровое (игроки пробуют роль судьи)
На земле:- Матч «на сухую»: игра с мячом на роликах или кроссовках
- Разделение на команды: игра до 2 голов
- Тренерский разбор после каждого тайма
- Построение и «рукопожатие» — как в настоящем матче
Тема №11. Поддержка физической формыТеория: Зачем хоккеисту быть сильным и выносливым. Какие качества развивать: скорость, сила, ловкость, баланс. Упражнения вне льда: прыжки, приседы, планка, координация. Особенности тренировок для вратарей (реакция, гибкость). Почему важна разминка и заминка. Правильное питание и отдых после нагрузки.
Практика: На льду:- Упражнение «волна» — ускорения по сигналу
- Силовая работа с шайбой у борта
- Эстафеты с сопротивлением
- Катание назад/вперёд в круге — на выносливость
На земле:- Комплекс ОФП: приседы, прыжки, планка, отжимания
- Лестница или координационная сетка
- Броски медбола, работа с эспандером
- «Пульс-игра»: 30 сек работы — 30 сек отдыха (интервальный режим)
Консультация. Целью консультации является расширение и углубление полученных знаний и дополнительный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем.
Итоговый контроль в форме тестирования и сдачи практических нормативов (Приложение 3)
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5.1 Условия реализации программы Для эффективной реализации программы дополнительного образования «Основы игры в хоккей для начинающих» предполагается создание следующих условий:
Организационные:
1) Формирование тренировочных групп по возрасту и уровню подготовки
2) Разработка индивидуальных планов развития игроков
3) Организация медицинского контроля и сопровождения
Материальные:
1) Ледовая арена с раздевалками, соответствующими нормам СанПиН
2) Комплект хоккейной экипировки для каждого игрока
Информационные:
1) Программы по технической, тактической и физической подготовке
2) Комплексы упражнений для развития специальных навыков
3) База данных тренировочных и игровых ситуаций
5.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению АНО ДО «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БАУМА» располагает материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательной программы.
Материально-техническая база для реализации программы включает следующие составляющие:
Учебный кабинет (для занятий из 5 человек)
̵ Стол для преподавателя - 1 шт.
̵ Стул для преподавателя - 1 шт.
̵ Парта учебная - 3 шт.
̵ Стул учебный - 5 шт.
Ледовая и безледовая площадки:
Комплект инвентаря (универсальный, для физической и координационной подготовки):
̵ мячи (теннисные, пластиковые, со снаряжением) - 5 шт.,
̵ обучающие шайбы (мягкие, лёгкие) - 10 шт.,
̵ маркеры или фишки (конусы) - 20 шт.,
̵ мини-ворота или полноразмерные - 2 шт.,
̵ сетка или щит для бросков;
̵ доска магнитная с фишками;
̵ таймер.
Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом образовательной программы.
5.3 Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы игры в хоккей для начинающих» обеспечивается педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, имеют:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
5.4 Учебно-методическое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Основы игры в хоккей для начинающих» обеспечено учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным темам программы.
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рассказов, А. В. Хоккей с шайбой, детский хоккей в России / А. В. Рассказов, В. Э. Белостропова // Scientific perspectives 2018: Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2018 года. – Москва: Научный центр "Олимп", 2018. – С. 231-233.
2. Бобарико, Р. И. Эффективность использования технических приемов в игре вратаря в хоккее / Р. И. Бобарико, К. К. Бондаренко // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики : Сборник научных статей 1-й Международной научно-практической конференции, посвященной памяти ректора ВГИФК Владимира Ивановича Сысоева, Воронеж, 23–24 октября 2018 года / Воронежский государственный институт физической культуры. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2018. – С. 37-40.
3. Фархиев, И. И. Хоккей как средство развития морально - волевых качеств у младших подростков / И. И. Фархиев // ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 11 декабря 2019 года. – Ижевск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 282-284.
5.5 Фонд оценочных средств Фонд оценочных средств предназначен для объективной оценки уровня сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по дисциплине. Он служит инструментом контроля и измерения результатов освоения образовательного материала на различных этапах обучения.
Задачи ФОС:
1) Диагностика уровня подготовки обучающихся по ключевым темам программы
2) Оценка тактической подготовки: понимание игровых схем; взаимодействие в звеньях; действия в стандартных положениях.
3) Контроль физической подготовленности: скоростно-силовые качества; специальная выносливость; координационные способности.
4) Развитие навыков самооценки и самоконтроля обучающихся, а также способности аргументировать свои решения и объяснять допущенные ошибки.
5) Создание методической базы для входного и текущего контролей, промежуточной аттестации и итогового контроля.
Виды контроля, реализуемые через ФОС:
1) Входной контроль — проводится в начале изучения дисциплины для выявления уровня базовой подготовки.
2) Текущий контроль — позволяет отслеживать динамику усвоения материала и корректировать образовательную траекторию.
3) Промежуточная аттестация — направлена на проверку.
4) Итоговый контроль — фиксирует уровень достижения образовательных результатов по завершении изучения дисциплины.
ФОС содержит задания различных уровней сложности, направленные на:
1) проверку знаний правил игры и тактических схем
2) оценку техники катания и владения клюшкой
3) анализ игровых ситуаций и принятия решений
4) контроль физической подготовленности (скорость, выносливость, координация)
5) оценку командного взаимодействия и понимания игры