5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1 Условия реализации программы
Программа реализуется в заочной форме с использованием цифровой образовательной среды и ДОТ. Все занятия проводятся онлайн на платформе «Антитренинги», видеосвязь реализуется путем программного обеспечения Яндекс.Телемост с участием обучающихся, детей, и их родителей (законных представителей).
Занятия проводит педагог, имеющий соответствующую квалификацию и опыт работы. Образовательный процесс построен с учётом возрастных особенностей детей, опирается на визуальные средства обучения и интерактивное взаимодействие. Среда занятий организована таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, мог свободно проявлять инициативу, задавать вопросы и получать поддержку от преподавателя и родителей. Для реализации программы требуется наличие у обучающихся соответствующих технических условий.
Программа предполагает межличностное взаимодействие в группе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, поддерживать внимание и активность всех участников. Каждое занятие включает теоретическую часть в форме видео-урока, практику и обсуждение в прямом эфире с педагогом.
Таким образом, успешная реализация программы обеспечивается за счёт взаимодействия компонентов: профессиональной педагогической поддержки, адаптированной среды, соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей школьного возраста.
Виды занятий при организации дистанционного обучения:
Online - занятие (видео занятие в прямом эфире, вебинары и задания). Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
В программе учитывается следующее:
•
современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;
•
возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся;
•
потребности обучающихся и социальный заказ общества.
Дистанционная поддержка программы предполагает самостоятельное изучение дополнительных материалов с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, а также возможности получения консультаций у преподавателя данного курса.
5.2 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательной программы. Для работы в системе обучающемуся выделяется логин и пароль. Рабочее место обучающегося должно быть оснащено компьютером с подключением к сети Интернет.
Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Подключение к Интернет со скоростью не ниже 512 Кбит/с. Материально-техническая база для реализации программы включает следующие составляющие: - Ноутбук Lenovo ThinkBook 15-IIL 205M000HIRU (Четырехъядерный процессор Intel Core i5 – 1035G1 с частотой 1.0 ГГц – 3,6 ГГц, оперативная память DDR4 объемом 16384 Мб, SSD 512 Гб) – 1 шт.; - Web-камера Logitech WebCam C505e – 1 шт.; - Behringer C-1U Studio Condenser Microphone USB-микрофон – 1 шт.; - Звуковая система Dolby Audio – 1 шт.; - Наушники SVEN AP-930M – 1 шт.
5.3 Рекомендации к материально-техническим условиям со стороны обучающегося
Рекомендуемая конфигурация компьютера:
·
Разрешение экрана от 1280х1024;
·
Pentium 4 или более новый процессор с поддержкой SSE2;
·
512 Мб оперативной памяти;
·
200 Мб свободного дискового пространства;
·
Современный веб-браузер актуальной версии (Firefox 22, Google Chrome 27, Opera 15, Safari 5, Internet Explorer 8 или более новый).
5.4 Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Среда фехтования» обеспечивается педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, имеют:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Уровень компетентности педагогических работников организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий соответствует требованиям следующего документа: «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (утв. Минпросвещения РФ 20.03.2020).
5.5 Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Шаг за мечтой» обеспечено электронными учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным темам программы, также имеется доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для детей 7- 14 лет
- Панин Н.А. Искусство фигуриста. М.,ФиС,2006г.
- Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. М.,ФиС 1980г.
- Петров Н.И. Конькобежный спорт. ( 2 издание). М.,1978г.
- Пустынникова Л.Н. Коньки. М., Просвещение, 1999г.
- Рыжкин В. И. Ледовая сюита. М. ФиС, 1975г.
Перечень информационного обеспечения:
1. Варданян А.Н. «Применение комплекса восстановительных средств в подготовительном периоде юных фигуристов». Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994 г.
2. Великая Е.А. «Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников». Метод. Рекомендации. Челябинск, 1989 г.
3. Гришина М.В. «Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов- одиночников для совершенствования управления тренировочным процессом». Автореф. канд. дисс., М., 1975 г.
4. Горбунова Г.М., Гишина М.В., Ляссотович С.И. и др. «О методах и организации отбора в ДЮСШ по фигурному катанию». Метод. письмо, Москва, ВНИИФЕ, 1969 г.
5. Ирошникова Н.И., Жгун Е. Структура недельного микроцикла на этапе ТГ: Сборник научно-методических статей. - М.: РГАФК, 1995.
6. Коган А.И. Оценка перспектвности юных фигуристов в период начальной специализации. Автореф. канд. дисс. Омск, 1984 г.
7. «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» ТиПФК №4 М., 2001 г.
8. Корешев И.А. Структура тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа квалифицированных фигуристов-танцоров.
9. Кофман А.Б. «Воспитательная работа с юными спортсменами» в книге «Система подготовки спортивного резерва», м., 1994 г.
10. Лаптев А.П., Полиевский С.А. «Восстановительные мероприятия», «Гигиена» (Учебник для институтов и техникумов физической культуры), м., ФИС, 1990 г.
11. Лосева И.и. «Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов» Вопросы теор. и практ. физ. культ. и спорта. Минск, 1986г.
12. Ляссотович С.И. «Особенности телосложения фигусристов. Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции» Омск, 1989 г.
13. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., 1991г. ФиС.
14. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. М., ФИС, 1976 г.
15. Панов Г.М. Новые положения антидопингового контроля Международного союза конькобежцев. Конькобежный спорт (сборник научнометодических статей) ЗАО ФОН, М., 2005.
16. Поздняков А.В. Внеледовая подготовка фигуристов-парников на этапе начальной специализации. Автореф. канд. дисс. М., 2004 г.
17. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», от 31.05.2023 г.
18. Разрядные классификационные требования по фигурному катанию на коньках. 2003-2004 гг.
19. Распопова Е.А. «Прыжки в воду: Примерная (учебная) программа для ДЮСШ, СДЮШОР», М., Советский спорт, 2003 г.
20. Стенин Б.А. «Тренировка в среднегорье как фактор повышения эффективности тренировочного процесса». (В книге «На коньках к победе»). М., С.Принт, 2001 г.
21. Тихомиров А.К. Методическая оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Метод. рекомендации. М., 1983 г.
22. Тихомиров А.К., Кузнецов А.В. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках. МОГИФК, Малаховка, 1989 г.
Интернет сайты:
Сайт Министерства Спорта РФ: http://www.minsport.gov.ru/sport/
Сайт Олимпийского комитета России: http://www.roc.ru
Сайт Международного олимпийского комитета: http://www.olympic.org
Сайт Российского антидопинговое агентство: http://www.rusada.ru
5.6 Оценочные материалы
Проведение мониторинга успеваемости обучающихся. Содержание учебных модулей и учебно-методических материалов представлено в учебно-методических ресурсах, размещенных в электронной информационно-образовательной среде.
Учебно-методическая литература представлена в виде электронных информационных и образовательных ресурсов в библиотеках и в системе дистанционного обучения.
Оценочные материалы размещены на платформе СДО.
Цель ФОС – обеспечение объективной и комплексной оценки уровня подготовки ребёнка к обучению.
Задачи ФОС включают:
1.
Выявление исходного уровня знаний, умений и личностных качеств обучающегося при входном контроле для определения начальной точки образовательного маршрута.
2.
Оценка промежуточных результатов освоения программы, включая развитие коммуникативных навыков, правил поведения и умения работать в коллективе.
3.
Проверка формирования универсальных учебных действий и готовности обучающегося к новым условиям обучения в итоговом тестировании.
4.
Обеспечение обратной связи для педагогов и родителей о текущем уровне развития обучающегося и эффективности применяемых методов обучения.
5.
Содействие выявлению затруднений и индивидуальных особенностей обучающегося для организации своевременной педагогической поддержки и коррекционной работы.
Входной контроль направлен на определение исходного уровня знаний и навыков обучающегося по базовым социальным и коммуникативным умениям и проводится в форме анкетирования.
Промежуточная аттестация предназначена для оценки освоения основных тем и умений по программе. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в прямом эфире. Примеры заданий включают выбор правильного варианта.
Итоговое занятие направлено на подведение итогов обучения и проверку сформированных навыков и умений в виде тестирования. Оно проводится в прямом эфире с педагогом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Входной контроль
1. ФИО*
2. Дата рождения *
3. Место проживания *
4. Пол*
5. Откуда узнали про обучение? *
6. С какой целью пришли на обучение? *
7. Проходили ли обучения по схожей тематике?*
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Промежуточная аттестация
Тестирование
Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Где и когда появились первые приспособления, напоминающие коньки?а) В Скандинавии, около 3000 г. до н. э.
б) В Китае, около 1000 г. н. э.
в) В Голландии, XII–XIV века
г) В России, XVI век
2. Кто привёз в Россию первые образцы коньков и придумал крепить их к сапогам?а) Екатерина II
б) Пётр I
в) Александр I
г) Николай I
3. В каком году в Санкт‑Петербурге открылся общественный каток в Юсуповском саду, ставший центром развития фигурного катания в России?а) 1850 г.
б) 1860 г.
в) 1865 г.
г) 1870 г.
4. Когда состоялось первое состязание русских фигуристов?а) 1865 г.
б) 1878 г.
в) 1881 г.
г) 1892 г.
5. В каком году в Санкт‑Петербурге прошёл первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию (среди мужчин)?а) 1890 г.
б) 1896 г.
в) 1900 г.
г) 1906 г.
6. В каком году фигурное катание впервые включили в программу Олимпийских игр?а) 1900 г. (Париж)
б) 1908 г. (Лондон)
в) 1920 г. (Антверпен)
г) 1924 г. (Шамони)
7. Когда в СССР прошли первые чемпионаты по фигурному катанию?а) 1917 г.
б) 1924 г.
в) 1930 г.
г) 1945 г.
8. Какая пара стала первыми советскими фигуристами, громко заявившими о себе на мировой арене в 1960‑е годы?а) Ирина Роднина и Алексей Уланов
б) Людмила Белоусова и Олег Протопопов
в) Татьяна Жук и Александр Горелик
г) Галина Карелина и Георгий Проскурин
9. Сколько золотых олимпийских медалей завоевала сборная СССР по фигурному катанию за всю историю выступлений?а) 5
б) 7
в) 10
г) 13 (с учётом Объединённой команды на Играх 1992 года)
10. В каком году российские фигуристы завоевали три золотые медали на Олимпийских играх (в том числе в командных соревнованиях)?а) 1994 г. (Лиллехаммер)
б) 2002 г. (Солт‑Лейк‑Сити)
в) 2010 г. (Ванкувер)
г) 2014 г. (Сочи)
Правильные ответы:1. а) В Скандинавии, около 3000 г. до н. э.
(археологические находки)2. б) Пётр I
(привёз образцы и усовершенствовал крепление)3. в) 1865 г.
(Юсуповский сад — колыбель российского фигурного катания)4. б) 1878 г.
(5 марта — первое состязание на катке в Юсуповском саду)5. б) 1896 г.
(первый официальный чемпионат мира среди мужчин)6. б) 1908 г.
(Лондон, летние Игры; первый зимний вид в олимпийской программе)7. б) 1924 г.
(первые чемпионаты СССР; победили Александра Быковская и Юрий Зельдович)8. б) Людмила Белоусова и Олег Протопопов
(первые советские чемпионы мира и Олимпиады в парном катании, 1960‑е)9. г) 13
(с учётом выступлений Объединённой команды в 1992 году)10. г) 2014 г.
(Сочи: золото в командных соревнованиях, женском одиночном и парном катании)ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Итоговый контроль
Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.
Тестирование: «История возникновения и развития фигурного катания на коньках как вида спорта»
1. Где и когда появились первые коньки?а) В Скандинавии, около 500 г. до н. э.
б) В Китае, около 1000 г. н. э.
в) В Голландии, в XII–XIII веках.
г) В России, в XV веке.
2. Из какого материала изготавливались лезвия первых коньков?а) Из бронзы.
б) Из кости животных.
в) Из железа.
г) Из дерева.
3. В какой стране фигурное катание начало оформляться как вид спорта в XVIII веке?а) Во Франции.
б) В Германии.
в) В Великобритании.
г) В Италии.
4. Кто считается «отцом современного фигурного катания» и автором первых правил соревнований?а) Ульрих Сальхов.
б) Джексон Хейнс.
в) Роберт Джоунз.
г) Карл Шефер.
5. В каком году состоялся первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию?а) 1882 г.
б) 1896 г.
в) 1908 г.
г) 1924 г.
6. В каком городе прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию?а) Стокгольм (Швеция).
б) Санкт‑Петербург (Россия).
в) Вена (Австрия).
г) Лондон (Великобритания).
7. Когда фигурное катание впервые вошло в программу Олимпийских игр?а) 1900 г., Париж.
б) 1908 г., Лондон.
в) 1920 г., Антверпен.
г) 1 Newton г., Шамони.
8. Какой элемент фигурного катания был впервые исполнен Ульрихом Сальховом в 1909 г.?а) Аксель.
б) Лутц.
в) Сальхов.
г) Риттбергер.
9. В каком году впервые прошли соревнования по парному катанию на чемпионатах мира?а) 1908 г.
б) 1914 г.
в) 1923 г.
г) 1930 г.
10. Кто стал первой женщиной‑чемпионкой мира по фигурному катанию (1906 г.)?а) Соня Хени.
б) Медж Сайерс.
в) Херма Планк‑Сабо.
г) Барбара Энн Скотт.
Правильные ответы:1. в) В Голландии, в XII–XIII веках.
2. б) Из кости животных.
3. в) В Великобритании.
4. б) Джексон Хейнс.
5. б) 1896 г.
6. б) Санкт‑Петербург (Россия).
7. б) 1908 г., Лондон.
8. в) Сальхов.
9. в) 1923 г.
10. б) Медж Сайерс.
Тестирование: «Фигурное катание на коньках как олимпийский вид спорта»
1. В каком году фигурное катание впервые включили в программу Олимпийских игр?а) 1900 г.
б) 1908 г.
в) 1920 г.
г) 1924 г.
2. На каких Олимпийских играх фигурное катание стало постоянным видом программы?а) 1908 г., Лондон
б) 1920 г., Антверпен
в) 1924 г., Шамони
г) 1932 г., Лейк‑Плэсид
3. Сколько дисциплин включает современное олимпийское фигурное катание?а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
4. Какая дисциплина была первой в олимпийском фигурном катании?а) Мужское одиночное катание
б) Женское одиночное катание
в) Парное катание
г) Спортивные танцы на льду
5. В каком году впервые разыграли олимпийские медали в женском одиночном катании?а) 1908 г.
б) 1920 г.
в) 1924 г.
г) 1936 г.
6. Когда в программу Олимпийских игр включили парное катание?а) 1908 г.
б) 1920 г.
в) 1924 г.
г) 1932 г.
7. В каком году дебютировали спортивные танцы на льду как олимпийская дисциплина?а) 1952 г.
б) 1964 г.
в) 1976 г.
г) 1980 г.
8. Какая страна доминировала в парном катании на ранних Олимпиадах (1920–1930‑е гг.)?а) США
б) Австрия
в) Швеция
г) Германия
9. Кто стал первым олимпийским чемпионом в мужском одиночном катании (1908 г.)?а) Ульрих Сальхов
б) Николай Панин‑Коломенкин
в) Гиллис Графстрём
г) Карл Шефер
10. В каком городе прошли первые зимние Олимпийские игры, где фигурное катание было одной из основных дисциплин?а) Санкт‑Мориц (Швейцария)
б) Шамони (Франция)
в) Лейк‑Плэсид (США)
г) Гармиш‑Партенкирхен (Германия)
Правильные ответы:1. б) 1908 г.
(Лондон, летние Игры)2. в) 1924 г.
(Шамони, первые зимние Игры)3. в) 5
(мужское одиночное, женское одиночное, парное катание, танцы на льду, командные соревнования)4. а) Мужское одиночное катание
(1908 г.)5. в) 1924 г.
(Шамони)6. б) 1920 г.
(Антверпен, летние Игры)7. в) 1976 г.
(Инсбрук)8. б) Австрия
(Хелена Энгельманн и Альфред Бергер, 1924; Лилли Шайфель и Отто Кайзер, 1928)9. б) Николай Панин‑Коломенкин
(Россия, 1908)10. б) Шамони (Франция, 1924 г.)
Тестирование: «Техника исполнения основных элементов фигурного катания на коньках»
1. Что является ключевым для успешного выполнения прыжка в фигурном катании?а) Максимальная скорость перед прыжком
б) Правильный толчок, группировка и приземление на согнутую ногу
в) Длительное вращение в воздухе
г) Высокий взлёт без контроля положения тела
2. Какой элемент представляет собой вращение на одной ноге без смены опорной ноги?а) Аксель
б) Волчок (сидячее вращение)
в) Лутц
г) Спираль
3. Что такое «тройка» в фигурном катании?а) Прыжок с тремя оборотами
б) Поворот на одной ноге, меняющий направление скольжения
в) Комбинация из трёх прыжков
г) Вращение с тремя сменами позиции
4. Какой элемент выполняется с характерным «крюком» на льду перед толчком?а) Сальхов
б) Риттбергер
в) Флип
г) Лутц
5. Что означает термин «преротейшен» в прыжках?а) Дополнительное вращение в воздухе сверх заявленного количества оборотов
б) Неправильное, преждевременное вращение до отрыва от льда
в) Вращение в противоположную сторону от стандартного
г) Двойное приземление перед продолжением программы
6. Какая позиция является классической для вращения «заклон»?а) Сидя, с коленом близко к льду
б) Стоя, с наклоном корпуса назад и ногой, поднятой выше уровня головы
в) В шпагате с горизонтальной линией ног
г) В группировке с обхватом ног руками
7. Что такое «шаги» (степ‑секвенция) в фигурном катании?а) Серия прыжков подряд
б) Связующие элементы, создающие узор на льду с чётким ритмом
в) Техника скольжения без поворотов
г) Специальные ботинки для фигурного катания
8. Какой элемент включает скольжение на одной ноге с дугообразным изгибом корпуса?а) Спираль
б) Аксель
в) Тодес
г) Кантилевер
9. Что критически важно при выполнении парного элемента «поддержка»?а) Вес партнёрши
б) Синхронность движений и надёжный захват
в) Высота подъёма более 2 м
г) Скорость скольжения перед подъёмом
Правильные ответы:1. б) Правильный толчок, группировка и приземление на согнутую ногу
2. б) Волчок (сидячее вращение)
3. б) Поворот на одной ноге, меняющий направление скольжения
4. г) Лутц
(характерный «крюк» — ошибка, но именно она исторически ассоциируется с этим прыжком; чистый лутц выполняется без крюка)5. б) Неправильное, преждевременное вращение до отрыва от льда
6. б) Стоя, с наклоном корпуса назад и ногой, поднятой выше уровня головы
7. б) Связующие элементы, создающие узор на льду с чётким ритмом
8. а) Спираль
(кантилевер — отдельный элемент с экстремальным прогибом назад, но классическая спираль подразумевает именно дуговое скольжение)9. б) Синхронность движений и надёжный захват
Тестирование: «Правила и организация соревнований по фигурному катанию»
1. Сколько программ (выступлений) включает соревнование в одиночном и парном катании на крупных турнирах (например, чемпионатах ISU)?а) Одна (произвольная)
б) Две (короткая и произвольная)
в) Три (обязательные фигуры, короткая, произвольная)
г) Четыре (квалификационная, короткая, произвольная, показательная)
2. Что означает аббревиатура TES в протоколах соревнований?а) Technical Element Score (оценка за технические элементы)
б) Total Event Score (общий балл за выступление)
в) Technical Execution Standard (стандарт исполнения техники)
г) Tournament Evaluation System (система оценки турнира)
3. Кто выставляет оценки за компоненты программы (GOE — Grade of Execution)?а) Только главный судья
б) Техническая бригада (technical panel)
в) Судейская панель (группа судей)
г) Тренеры спортсменов
4. Что происходит, если спортсмен падает во время выступления?а) Автоматическое снятие с соревнований
б) Снижение базовой стоимости элемента и отрицательная GOE
в) Никаких санкций — падение не влияет на оценку
г) Дополнительное время на повторение элемента
5. Какой документ определяет действующие правила соревнований по фигурному катанию?а) Олимпийская хартия
б) Регламент Национального олимпийского комитета
в) Технические правила ISU (International Skating Union)
г) Локальные правила федерации страны‑организатора
Правильные ответы:1. б) Две (короткая и произвольная)
2. а) Technical Element Score (оценка за технические элементы)
3. в) Судейская панель (группа судей)
4. б) Снижение базовой стоимости элемента и отрицательная GOE
5. в) Технические правила ISU (International Skating Union)