АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА "БАУМА"
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Шаг за мечтой"
Возраст: 8-17 лет
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 20 ак. ч.
Автор-составитель
Каргина Светлана Николаевна
г. Москва, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................................... 3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ................................................................................................................. 3
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ ............................................................................................................................. 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ............................................................................................ 3
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.................................................................................................................................................. 4
1.1 Общая характеристика программы "Шаг за мечтой". ............................................................................................. 4
1.2 Цели и задачи программы ............................................................................................................. 4
1.3 Планируемые результаты освоения программы ......................................................................... 4
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ........................................................................................................... 4
3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...................................................................................................................................................... 7
3.1 Учебный план ................................................................................................................................. 7
3.2 Календарный учебный график ...................................................................................................... 7
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................................................. 8
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ................................................................................................................................................ 13
5.1 Условия реализации программы................................................................................................. 13
5.2 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению............................. 13
5.3 Рекомендации к материально-техническим условиям со стороны обучающегося ............... 13
5.4 Кадровое обеспечение реализации программы ........................................................................ 14
5.5 Учебно-методическое обеспечение ............................................................................................ 14
5.6 Оценочные материалы ................................................................................................................. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ........................................................................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ........................................................................................................................................... 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ........................................................................................................................................... 21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа "Шаг за мечтой" разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
5. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ». Направленность общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.
Адресат – 8-18 лет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В условиях современного образовательного процесса большое внимание уделяется развивающим и физическим программам, которые способствуют всестороннему развитию детей. Программа "Шаг за мечтой" актуальна, поскольку предлагает детям уникальную возможность познакомиться с фигурным катанием на коньках в условиях ограниченного доступа к спортивным площадкам, например, в условиях городской среды или в условиях удаленного обучения. Программа позволяет детям развивать общие знания о фигурнрм катании на коньках, улучшать когнитивные способности и развивать интерес к фигурному катанию, что является важным шагом на пути формирования физической культуры.
Акцент данной программы делается на создание ситуации успеха, использование личностно-развивающих воспитательных технологий в процессе работы с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку фигуристов.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражает основные дидактические принципы. Формы, методы и приемы, используемые в ходе реализации данной программы, подобраны в соответствии с её целью, задачами и способствуют эффективной организации образовательного процесса. Содержание программы нацелено на активизацию познавательной творческой деятельности каждого обучающегося. Большое внимание уделяется развитию и повышению мотивации обучающихся, приобретению практических умений и навыков в области спорта. Программа способствует формированию нравственных качеств личности.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы заключается в ее фокусе на теоретических аспектах фигурного катания на коньках, что в первую очередь направлено на развитие интеллектуальной стороны спортивной подготовки. Программа создана с учетом того, что для детей в возрасте 8-14 лет, 14-18 лет важно не только физическое развитие, но и развитие интереса, знаний о спорте и его культурных аспектах. В отличие от традиционных спортивных школ, где основной акцент делается на практические тренировки, данная программа ориентирована на знакомство с фигурным катанием через теоретическую подготовку: историю, теорию правил, тактику и философию.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Программа ориентирована на возрастные особенности детей 8-114 лет и 14-18 лет, что является ключевым моментом в педагогическом процессе. В этом возрасте дети активно развивают свои когнитивные и эмоциональные способности, а также начинают лучше воспринимать структурированную информацию. Программа учит детей не только теоретическим основам фигурного катания, но и помогает развить такие навыки, как внимательность, умение работать в группе, формирование аналитических способностей, умение анализировать ситуацию.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Общая характеристика программы.

Дополнительная общеразвивающая программа "Шаг за мечтой" разработана для реализации на платформе СДО. Курс направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном развитии, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, удовлетворение иных образовательных потребностей.
Обучение по программе осуществляется с применением исключительно дистанционной формы обучения. Дистанционная форма обучения проводится средствами платформы СДО в формате вебинаров. Для работы в системе обучающемуся выделяется логин и пароль.
Дополнительная общеразвивающая программа "Шаг за мечтой" (далее – программа) по виду образования – дополнительное образование.
Подвид – дополнительное образование детей и взрослых.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Категория обучающихся: лица 8-18 лет.
Количество обучающихся в группе – до 10 человек.
Форма организации занятий – групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.
Форма обучения – с применением исключительно дистанционной формы обучения.
Продолжительность академического часа составляет 20 минут.
Нормативный срок обучения – 20 часов.
Продолжительность обучения – 5 недель.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Язык реализации: русский.
Итоговый документ об окончании курсов по ДО – сертификат установленного образца.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: гармоничное развитие обучающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, совершенствованием психических познавательных процессов, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия посредством фигурного катания на коньках.
Задачи программы:
Образовательные:

Познакомить обучающихся с историей возникновения и развития фигурнго катания на коньках.

Изучить основные правила фигурного катания на коньках.

Объяснить технику исполнения основных элементов фигурного катания на коньках..

Сформировать общее представление о тренировочном процессе и этапах подготовки.
Воспитательные:

Формировать уважение к правилам фигурного катания на коньках и понимание их значения.

Развивать интерес к командной работе, честному соревновательному процессу и спортивным традициям.

Воспитывать чувство ответственности и уважения к соперникам и судьям.
Развивающие:

Стимулировать познавательную активность и устойчивое внимание.

Развивать логическое мышление, память и аналитические способности через теоретический разбор ситуаций.

Поддерживать интерес к фигурному катанию как к социально значимому и культурному явлению.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА "БАУМА" обеспечивают не только физическое развитие обучающихся, но и помогают им развивать важные социальные и личные качества, которые будут полезны в повседневной жизни и в разных сферах их будущей деятельности.
1.
Освоение базовых знаний об истории возникновения и развития фигурного катания на коньках.
2.
Понимание структуры: продолжительность, периоды и перерывы.
3.
Знание основных правил фигурного катания на коньках.
4.
Усвоение теоретических основ исполнения элементов фигурного катания на коньках
5.
Формирование устойчивого интереса к фигурному катанию на коньках как культурному и социальному феномену.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Для оценки планируемых результатов применяется входной, текущий и итоговый контроль, промежуточная аттестация.
Входной контроль проводится в начале курса. Форма проведения – Открытые вопросы (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется по итогам каждого занятия. Данная информация используется преподавателем только для мониторинга результатов обучения и не сообщается обучающимся.
Промежуточная аттестация проводится на платформе в форме тестирования (Приложение 2). Целью является расширение и углубление полученных знаний и дополнительный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем.
Итоговый контроль охватывает проверку достижения всех заявленных целей изучения программы и проводится для контроля уровня понимания обучающимися связей между различными ее элементами. В целях определения уровня овладения знаниями, обучающиеся должны ответить на вопрос. Итоговый контроль позволяет оценить успешность всего курса в целом. Форма проведения – тестирование (Приложение 3).
По итогам проведения итогового контроля педагог анализирует и определяет уровень знаний, умений и навыков обучающихся по следующим уровням:

низкий уровень («незачет») - до 40%;

средний уровень («зачет») - от 41 до 70%;

высокий уровень («зачет») - от 71 до 100%.
При низком уровне освоения программы:

затруднения при выборе способов выполнения задания;

неспособность самостоятельного выбора решения возникшей проблемы при выполнении задания.
При среднем уровне освоения программы:

средний уровень ответов на вопросы

средний уровень освоения программы.
При высоком уровне освоения программы:

быстрая и качественная работа при выполнении задания;

способность самостоятельно определить способы выполнения полученного задания.

3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1 Учебный план

Название тем
Всего
В том числе
Формы контроля
ТЗ
ПЗ
Онлайн-платформа Входной контроль
1
-
1
Открытые вопросы (Приложение 1)
Онлайн-платформа
Тема №1. Введение
2
2
-
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Тема №2. История возникновения и развития фигурного катания на коньках, как вида спорта
3
2
1
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Тема №3. Фигурное катание на коньках как олимпийский вид спорта.
2
1
1
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Промежуточная аттестация
2
-
2
Тестирование (Приложение 2)
Онлайн-платформа
Тема №4. Теоретическая подготовка
2
2
-
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Тема №5. Правила и организация соревнований
2
1
1
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Тема №6. Техника исполнения основных элементов фигурного катания на коньках.
3
2
1
Текущий контроль / Устный опрос / Наблюдение
Онлайн-платформа
Видеоконсультация
1
-
1
Вопросы и ответы
Онлайн-платформа
Итоговый контроль
2
-
2
Тестирование (Приложение 3)
Итого
20
10
10

3.2 Календарный учебный график

Темы
Общая трудоемкость, час.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Курс "Шаг за мечтой"
17
2/1
3/2
2/2
3/2
-
Видеоконсультация
1
-
-
-
-
-/1
Итоговый контроль
2
-
-
-
-
-/2
Итого
20
3
5
4
5
3

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа вариативна, возможны изменения в содержании тем. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Входной контроль в форме открытых вопросов (Приложение 1)
Тема №1. Введение
Теория: Правила поведения учащихся в интернете, помещениях, на дорогах и на транспорте. Техника безопасности при занятии в спортивном зале, на ледовой площадке,при пожаре, при угрозе осуществления террористического акта, во время массовых мероприятий. Беседа о задачах, стоящих перед обучающимися.
Текущий контроль:
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Тема №2. История возникновения и развития фигурного катания на коньках как вида спорта.
Теория: Фигурное катание в средние века.
Возникновение фигурного катания после изобретения железных коньков с двумя рёбрами в XII-IV веке.
Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.
Формирование первых клубов любителей фигурного катания в Европе – и распространение их в мире. Развитие фигурного катания в России и СССР.
Практика:
1. Назовите европейскую страну, где в XII-XIV веках появились первые железные коньки с двумя рёбрами?
Ответ: Голландия.
  1. Как выглядели первые состязания по фигурному катанию на коньках? Ответ: Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.
  2. В каком году и где образовались первые клубы любителей фигурного катания? Ответ: В 1742 году в Эдинбурге (Британия)
  3. Какие фигуры входили в перечень обязательных фигур для первых соревнований. Ответ: В «Трактате о катании на коньках», изданном в 1772 году лейтенантом артиллерии Робертом Джоунзом, описаны все основные фигуры, которые были тогда известны. Ответ: К ним относятся: шаги;спирали, вращения, прыжки.
  4. В какие страны фигурное катание на коньках распространилось из Европы? Ответ:Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило широкое распространение. Здесь создавались многочисленные клубы фигуристов.
  5. В каком году и в каком городе открыли первый общественный каток в России? Ответ: В 1865 году в Санкт-Петербурге, в Юсуповском саду на Садовой улице, открыли первый общественный каток в России, который стал центром подготовки фигуристов.
  6. Назовите трех первых известных в России фигуристов. Ответ: Одним из первых известных российских фигуристов стал Николай Александрович Панин‑Коломенкин (1871–1956).В 1908 году он завоевал золото на Олимпийских играх в Лондоне в дисциплине «специальные фигуры», став первым российским олимпийским чемпионом по фигурному катанию. Алексей Лебедев — назывался «дедушкой русских фигуристов»; в 1890 году победил на первом неофициальном чемпионате мира в Юсуповском саду (Санкт‑Петербург). Георгий Сандерс — в 1886 году завоевал бронзу на первом официальном чемпионате мира в Санкт‑Петербурге.
  7. В каком году образовались первые клубы фигурного катания в СССР. Ответ:Первые клубы фигурного катания в СССР образовались в Москве и Ленинграде. 30 декабря 1923 года на катке речного яхт-клуба райкомвода (так теперь назывался МРЯК) на Петровке, 26 была открыта первая в СССР бесплатная «Школа фигурного катания на коньках» под руководством Николая Ивановича Корабельщикова .
Текущий контроль:
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Тема №3. Фигурное катание на коньках как олимпийский вид спорта.
Теория: Участие фигуристов СССР и России в Олимпийских играх. Победы советских и российских фигуристов на крупнейших международных соревнованиях, мировых первенствах и Олимпийских играх. Выдающиеся спортсмены и тренеры России.
Современное состояние и проблемы развития фигурного катания в России.
Практика:
1. В каком году и в какой стране прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию на коньках?
Ответ: В 1896 году в Санкт-Петербурге прошёл первый чемпионат мира, в котором принимали участие только мужчины.
2. В каком году и в каком городе был основан первый завод по производству коньков в СССР?
Ответ:  в 1947 году в Верхотурье был основан завод по производству коньков. Металл для лезвий поступал из Новосибирска и Горького (ныне — Нижний Новгород), а ботинки шили в Свердловске на фабрике «Спортобувь».
3. В каком году была создана Международной федерации фигурного катания на коньках (ISU).
Ответ: Международной федерации фигурного катания на коньках (ISU) была создана в 1924 году она стала регулировать правила и организацию соревнований в этом виде спорта.
4. В каком году фигурное катание вошло в программу первых современных Олимпийских игр?
Ответ: 27 апреля 1908 года фигурное катание впервые включили в программу Олимпийских игр, на летних играх в Лондоне.
5.Какие 2 системы оценок в фигуоном катание вы знаете? В чем заключаются отличительные особенности каждой?
Ответ: Шестибалльная система оценок (1901–2004), где каждый из девяти судей выставлял две оценки: за короткую программу (обязательные элементы и артистизм) и за произвольную (техническое исполнение и артистизм). Оценки варьировались от 0,0 до 6,0.
Новой системе судейства (с 2004 года)
 (ISU Judging System), которая стала более прозрачной и стандартизированной. Ключевые изменения:
  • Две программы: короткая и произвольная, без обязательной программы на льду.
  • Два компонента оценки:
  • TES (Technical Element Score) — оценка за технику, включающая выполнение элементов и их качество.
  • PCS (Program Components Score) — оценка за компоненты программы: артистизм, хореографию, исполнение и интерпретацию.
  • GOE (Grade of Execution) — надбавка или снижение баллов за качество исполнения элемента (от -5 до +5).
Текущий контроль:
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Промежуточная аттестация в форме тестирования (Приложение 2)
Тема №4. Теоретическая подготовка
Теория: Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.
Режим тренировок и отдыха. Питание и питье во время тренировок и соревнований. Значение различных веществ и витаминов для спортсмена. Калорийность пищи. Гигиена сна. Уход за кожей, ногами, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, парная, баня, купание).
Гигиена одежды и обуви, гигиена жилища и мест занятия. Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) и правила их применения в целях закаливания организма. Понятия о заразных заболеваниях. Временные ограничения и противопоказания занятиям физической культурой и спортом. Меры личной и общественной профилактики заболеваний. Данные о вреде курения и употреблении спиртных напитков.
Морально-этические нормы поведения фигуристов.
Характеристика моральных норм и правил этики. Значение и развитие волевых качеств для повышения спортивного мастерства фигуриста. Психологическая подготовка к соревнованиям.
Строение человеческого организма, его развитие и влияние на него физических упражнений.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека. Систематические занятия физическими упражнениями, как важное средство и условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Врачебный контроль, самоконтроль, первая помощь, спортивный массаж. Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность. Особенности травматизма в фигурном катании на коньках. Причины травм на занятиях и соревнованиях. Меры предупреждения травм. Раны и их разновидности: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды. Вывихи, повреждения костей: ушибы, переломы. Первая помощь пострадавшему. Способы остановки кровотечений, наложение первичной шины, приемы искусственного дыхания, переноска и перевозка пострадавшего. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа – поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание. Массаж перед тренировкой и соревнованием, во время и после тренировки и соревнования. Самомассаж и противопоказания к массажу.
Основные средства спортивной подготовки.
К основным средствам и условиям спортивной тренировки фигуристов относятся:
1) общеразвивающие, подготовительные и специальные спортивно-гимнастические упражнения, вспомогательные виды спорта и подготовка к сдаче норм комплекса ГТО;
2) основные упражнения на ледовой площадке, общая физическая подготовка в зале, специальная физическая подготовка в зале, занятия хореографией в зале; учебные, специальные и календарные соревнования;
3) гигиенические факторы — утренние физические упражнения с включением элементов техники исполнения приемов в домашних условиях, закаливание, соблюдение режима дня, врачебно- педагогический контроль и самоконтроль; 4) материально-техническая база — зал, ледовая площадка, стадион, спортивная форма, оборудование, инвентарь;
4) общие основы теории и методики спортивной тренировки, техники исполнения основных элементов фигурного катания на коньках.Принципы тренировки:
Спортивная тренировка строится на основе следующих педагогических принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации. Взаимосвязь принципов тренировки.
Текущий контроль:
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Тема №5. Правила и организация соревнований
Теория: Правила соревнований. Виды, способы и характер проведения соревнований. Подготовка мест соревнований. Обязательные требования к участникам соревнований.
Правила проведения соревнований по фигурному катанию на коньках утверждены приказом Минспорта России от 15.09.2022 №730 (ред. от 16.10.2024). Документ разработан общероссийской спортивной федерацией по виду спорта «фигурное катание на коньках» с учётом Правил по фигурному катанию на коньках Международного союза конькобежцев (ИСУ). 
Правила
Некоторые правила соревнований по фигурному катанию на коньках:
  • Соревнования проводятся по разным дисциплинам: одиночное катание, парное катание, танцы на льду, синхронное катание, командные соревнования. 
  • Соревнования могут быть: 
  • личными, в которых определяются места отдельных участников или пар;
  • командными, в которых на основании результатов отдельных участников определяются места команд;
  • лично-командными, в которых одновременно определяются места отдельных участников и команд. 
  • Соревнования включают: 
  • классификационные программы, которые проводятся в соответствии с Единой Всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК); 
  • неклассификационные программы, которые проводятся по программам, утверждённым Федерацией без присвоения спортивных званий и разрядов. 
  • В одиночном, парном и синхронном катании сначала проводятся соревнования по короткой программе, затем по произвольному катанию. Если в программу включены разделы по элементам как часть многоборья, то элементы исполняются первыми.
  • В танцах на льду сначала проводятся соревнования по паттерн-танцам или ритм-танцу, затем по произвольному танцу. 
  • Нельзя проводить более двух разделов соревнований в одной дисциплине в один день. Если необходимо провести два раздела в один день, между окончанием предыдущего раздела и началом следующего должен быть перерыв не менее 4 часов. 
  • Соревнования не должны начинаться ранее 9 часов утра и должны быть закончены не позднее 23 часов. 
  • Перерыв между окончанием тренировки в день соревнований и началом соревнований не должен быть менее 4 часов. В синхронном катании перерыв может быть уменьшен до 2 часов по решению главной судейской коллегии. 
Организация
Некоторые особенности организации соревнований по фигурному катанию на коньках:
  • Накануне или в первый день соревнований главная судейская коллегия проводит организационное совещание участников, судей, представителей и тренеров. На этом совещании объявляется уточнённое расписание проведения соревнований, дни и часы тренировок, состав судейских бригад, уточняются списки участников, составы команд, проводятся жеребьёвки судейских бригад.
  • В синхронном катании каждой выступающей команде должно быть предоставлено время для тренировок на соревновательной арене: 10 минут в день соревнований по короткой программе, 11 минут в день соревнований по произвольной программе в возрастной категории юниоры, юниорки и 12 минут в день соревнований по произвольной программе в возрастной категории мужчины, женщины.
  • Во время официальных тренировок короткой и произвольной программ музыка выступающей команды должна воспроизводиться дважды, каждый раз без прерывания. Никакая другая музыка не должна включаться в течение официальной тренировки.
Практика:
Текущий контроль:
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Тема №6. Техника исполнения основных элементов фигурного катания на коньках.
Теория: В фигурном катании основные элементы — шаги, прыжки, вращения и спирали. Техника исполнения каждого из них имеет свои особенности. Некоторые элементы исполняются на внутреннем ребре лезвия коньков, а некоторые на внешнем ребре.
В фигурном катании понятие «ребро» относится к рёбрам лезвия конька. Скольжение в этом виде спорта всегда выполняется на одном из рёбер, и фигуристы используют их для выполнения элементов программ. 
Виды
  1. Лезвие конька имеет два ребра: Внутреннее — когда фигурист наклоняется внутрь относительно опорной ноги, скользит на этом ребре.
  2. Внешнее — когда фигурист наклоняется наружу — на наружном ребре.
 Один и тот же элемент может исполняться по очереди на правой или левой ноге, на внешнем или внутреннем ребре, а также по движению вперёд или назад. Например, элемент «троечный поворот» можно исполнить на правой ноге, на внешнем ребре, вперёд, а можно — на левой ноге, на внутреннем ребре, назад. 
Техника исполнения
Фигуристы следят за тем, чтобы скользить всегда именно на ребре конька, и используют рёбра для выполнения элементов. Например: 
  • Во время выполнения «Ласточки» фигурист начинает движение на внутреннем ребре, а затем меняет дугу, перенося вес на наружное ребро. 
  • В рёберных прыжках фигурист отталкивается только ребром своего конька от поверхности льда. Например:
  • Сальхов — выполняется с внутреннего ребра левой ноги, всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. 
  • Риттбергер — выполняется с внешнего ребра правой ноги. 
  • Аксель — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот, и уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок. 
Ошибки
В фигурном катании есть понятия, связанные с неправильным исполнением элементов на рёбрах. Например:
  • Неверное ребро — ошибка при исполнении лутца или флипа, когда фигурист заходит на прыжок с неправильного ребра (внутреннего на лутце и внешнего на флипе). Наказывается судьями снижением баллов.
  • Неясное ребро — ситуация, при которой нет чёткого понимания, с какого ребра фигурист зашёл на флип или лутц. Как правило, не наказывается серьёзным снижением баллов.
Шаги
Шаги— комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Некоторые элементы и их техника:
  • Тройка— поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения. Выполняется за счёт небольшого разворота плеч и бёдер в сторону движения.
  • Подсечка— базовый элемент для движения по кругу, выполняется вперёд и назад, по часовой стрелке и против неё. Используется для набора скорости, при заходах на прыжки и вращения.
  • Петля— сложный шаг: чтобы проехать по самопересекающейся траектории, нужно совершить сложное движение корпусом, руками и свободной ногой.
Прыжки
Прыжки делятся на две группы по способу отталкивания:
  1. Рёберные (аксель, сальхов, риттбергер) — фигурист отталкивается ото льда с помощью ребра на коньке опорной ноги.
  2. Зубцовые (тулуп, флип, лутц) — отталкивание происходит зубцом конька свободной ноги.
Некоторые особенности техники:
  • Аксель — выполняется лицом вперёд, выделяется неполным числом оборотов из-за исполнения на ход вперёд.
  • Сальхов — выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела, есть вариант исполнения прыжка сразу с двух ног.
  • Риттбергер — фигурист, прежде чем оторваться ото льда, скрещивает ноги.
Вращения
Вращения— элементы, в которых фигурист вращается вокруг своей оси, выполняя различные позиции и техники. Некоторые классические позы: 
  • Стоя или «Винт»— тело фигуриста остаётся в вертикальном положении относительно льда.
  • Заклон — выполняется с сильным глубоким прогибом тела назад или в сторону и откинутой назад головой, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.
  • Бильман — фигурист вращается на одной ноге, поднимая вторую за спиной и удерживая её двумя руками над головой за лезвие конька.
Техника выполнения вращений: перед вращением (до центрирования) руки разводят в стороны, а свободная нога выставлена вперёд. Затем все конечности прижимают как можно ближе к телу (руки — к бокам или скрещены на груди, нога, например, скрещена с опорной и располагается впереди неё). В конце вращения руки вновь разводят в стороны: момент инерции увеличивается, угловая скорость уменьшается, вращение замедляется.
Спирали
Спираль— длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой. В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.
Некоторые вариации спиралей:
  • Спираль в арабеске— свободная нога располагается сзади перпендикулярно опорной ноге (в «ласточке») или выше, в зависимости от растяжки фигуриста.
  • Y-спираль или «карандашик» — спираль выполняется с закидыванием свободной ноги в сторону с поднятием её как можно выше (получается форма буквы «Y»).
  • Спираль Шарлотты — позиция, при которой торс фигуриста опускается вниз к опорной ноге, а свободная нога поднимается как можно выше вверх.
Практика:
  1. Какие основные элементы в современном фигурном катании вы знаете?Ответ: В фигурном катании основные элементы — шаги, прыжки, вращения и спирали.
  2. На какие группы делятся прыжки в фигурном катании на коньках? Ответ: Прыжки делятся на две группы по способу отталкивания: рёберные и зубцовые.
  3. Опишите позицию тела, в которой исполняется элемент фигурного катания на коньках " Спираль Шарлотты". Ответ: Спираль Шарлотты — позиция, при которой торс фигуриста опускается вниз к опорной ноге, а свободная нога поднимается как можно выше вверх.
  4. Как называется элемент в фигурном катании, в котором фигурист вращается на одной ноге, поднимая вторую за спиной и удерживая её двумя руками над головой за лезвие конька. Ответ: Бильман
  5. Какой прыжок в фигурном катании на коньках выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела и есть вариант исполнения данного прыжка сразу с двух ног. Ответ: Сальхов
  6. Дайте определение "внутреннего ребра" у конька. Ответ:Внутреннее ребро — когда фигурист наклоняется внутрь относительно опорной ноги, скользит на этом ребре.
Ссылка на видеоконсультацию Яндекс. Телемост
telemost.360.yandex.ru/j/1043374384
Итоговый контроль (Приложение 3)

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1 Условия реализации программы

Программа реализуется в заочной форме с использованием цифровой образовательной среды и ДОТ. Все занятия проводятся онлайн на платформе «Антитренинги», видеосвязь реализуется путем программного обеспечения Яндекс.Телемост с участием обучающихся, детей, и их родителей (законных представителей).
Занятия проводит педагог, имеющий соответствующую квалификацию и опыт работы. Образовательный процесс построен с учётом возрастных особенностей детей, опирается на визуальные средства обучения и интерактивное взаимодействие. Среда занятий организована таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, мог свободно проявлять инициативу, задавать вопросы и получать поддержку от преподавателя и родителей. Для реализации программы требуется наличие у обучающихся соответствующих технических условий.
Программа предполагает межличностное взаимодействие в группе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, поддерживать внимание и активность всех участников. Каждое занятие включает теоретическую часть в форме видео-урока, практику и обсуждение в прямом эфире с педагогом.
Таким образом, успешная реализация программы обеспечивается за счёт взаимодействия компонентов: профессиональной педагогической поддержки, адаптированной среды, соответствующей возрастным и психологическим особенностям детей школьного возраста.
Виды занятий при организации дистанционного обучения:
Online - занятие (видео занятие в прямом эфире, вебинары и задания). Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
В программе учитывается следующее:

современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;

возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся;

потребности обучающихся и социальный заказ общества.
Дистанционная поддержка программы предполагает самостоятельное изучение дополнительных материалов с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, а также возможности получения консультаций у преподавателя данного курса.

5.2 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательной программы. Для работы в системе обучающемуся выделяется логин и пароль. Рабочее место обучающегося должно быть оснащено компьютером с подключением к сети Интернет.
Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Подключение к Интернет со скоростью не ниже 512 Кбит/с. Материально-техническая база для реализации программы включает следующие составляющие: - Ноутбук Lenovo ThinkBook 15-IIL 205M000HIRU (Четырехъядерный процессор Intel Core i5 – 1035G1 с частотой 1.0 ГГц – 3,6 ГГц, оперативная память DDR4 объемом 16384 Мб, SSD 512 Гб) – 1 шт.; - Web-камера Logitech WebCam C505e – 1 шт.; - Behringer C-1U Studio Condenser Microphone USB-микрофон – 1 шт.; - Звуковая система Dolby Audio – 1 шт.; - Наушники SVEN AP-930M – 1 шт.
5.3 Рекомендации к материально-техническим условиям со стороны обучающегося
Рекомендуемая конфигурация компьютера:
·
Разрешение экрана от 1280х1024;
·
Pentium 4 или более новый процессор с поддержкой SSE2;
·
512 Мб оперативной памяти;
·
200 Мб свободного дискового пространства;
·
Современный веб-браузер актуальной версии (Firefox 22, Google Chrome 27, Opera 15, Safari 5, Internet Explorer 8 или более новый).

5.4 Кадровое обеспечение реализации программы

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Среда фехтования» обеспечивается педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора, имеют:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Уровень компетентности педагогических работников организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий соответствует требованиям следующего документа: «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (утв. Минпросвещения РФ 20.03.2020).

5.5 Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Шаг за мечтой» обеспечено электронными учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным темам программы, также имеется доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Для детей 7- 14 лет
  1. Панин Н.А. Искусство фигуриста. М.,ФиС,2006г.
  2. Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. М.,ФиС 1980г.
  3. Петров Н.И. Конькобежный спорт. ( 2 издание). М.,1978г.
  4. Пустынникова Л.Н. Коньки. М., Просвещение, 1999г.
  5. Рыжкин В. И. Ледовая сюита. М. ФиС, 1975г.
Перечень информационного обеспечения:
1. Варданян А.Н. «Применение комплекса восстановительных средств в подготовительном периоде юных фигуристов». Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994 г.
2. Великая Е.А. «Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников». Метод. Рекомендации. Челябинск, 1989 г.
3. Гришина М.В. «Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов- одиночников для совершенствования управления тренировочным процессом». Автореф. канд. дисс., М., 1975 г.
4. Горбунова Г.М., Гишина М.В., Ляссотович С.И. и др. «О методах и организации отбора в ДЮСШ по фигурному катанию». Метод. письмо, Москва, ВНИИФЕ, 1969 г.
5. Ирошникова Н.И., Жгун Е. Структура недельного микроцикла на этапе ТГ: Сборник научно-методических статей. - М.: РГАФК, 1995.
6. Коган А.И. Оценка перспектвности юных фигуристов в период начальной специализации. Автореф. канд. дисс. Омск, 1984 г.
7. «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» ТиПФК №4 М., 2001 г.
8. Корешев И.А. Структура тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа квалифицированных фигуристов-танцоров.
9. Кофман А.Б. «Воспитательная работа с юными спортсменами» в книге «Система подготовки спортивного резерва», м., 1994 г.
10. Лаптев А.П., Полиевский С.А. «Восстановительные мероприятия», «Гигиена» (Учебник для институтов и техникумов физической культуры), м., ФИС, 1990 г.
11. Лосева И.и. «Применение игрового метода тренировки в подготовке юных фигуристов» Вопросы теор. и практ. физ. культ. и спорта. Минск, 1986г.
12. Ляссотович С.И. «Особенности телосложения фигусристов. Тезисный доклад VII межвузовской научной конференции» Омск, 1989 г.
13. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М., 1991г. ФиС.
14. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. М., ФИС, 1976 г.
15. Панов Г.М. Новые положения антидопингового контроля Международного союза конькобежцев. Конькобежный спорт (сборник научнометодических статей) ЗАО ФОН, М., 2005.
16. Поздняков А.В. Внеледовая подготовка фигуристов-парников на этапе начальной специализации. Автореф. канд. дисс. М., 2004 г.
17. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Фигурное катание на коньках», от 31.05.2023 г.
18. Разрядные классификационные требования по фигурному катанию на коньках. 2003-2004 гг.
19. Распопова Е.А. «Прыжки в воду: Примерная (учебная) программа для ДЮСШ, СДЮШОР», М., Советский спорт, 2003 г.
20. Стенин Б.А. «Тренировка в среднегорье как фактор повышения эффективности тренировочного процесса». (В книге «На коньках к победе»). М., С.Принт, 2001 г.
21. Тихомиров А.К. Методическая оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов. Метод. рекомендации. М., 1983 г.
22. Тихомиров А.К., Кузнецов А.В. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках. МОГИФК, Малаховка, 1989 г.
Интернет сайты:
Сайт Министерства Спорта РФ: http://www.minsport.gov.ru/sport/
Сайт Олимпийского комитета России: http://www.roc.ru
Сайт Международного олимпийского комитета: http://www.olympic.org
Сайт Российского антидопинговое агентство: http://www.rusada.ru

5.6 Оценочные материалы

Проведение мониторинга успеваемости обучающихся. Содержание учебных модулей и учебно-методических материалов представлено в учебно-методических ресурсах, размещенных в электронной информационно-образовательной среде.
Учебно-методическая литература представлена в виде электронных информационных и образовательных ресурсов в библиотеках и в системе дистанционного обучения.
Оценочные материалы размещены на платформе СДО.
Цель ФОС – обеспечение объективной и комплексной оценки уровня подготовки ребёнка к обучению.
Задачи ФОС включают:
1.
Выявление исходного уровня знаний, умений и личностных качеств обучающегося при входном контроле для определения начальной точки образовательного маршрута.
2.
Оценка промежуточных результатов освоения программы, включая развитие коммуникативных навыков, правил поведения и умения работать в коллективе.
3.
Проверка формирования универсальных учебных действий и готовности обучающегося к новым условиям обучения в итоговом тестировании.
4.
Обеспечение обратной связи для педагогов и родителей о текущем уровне развития обучающегося и эффективности применяемых методов обучения.
5.
Содействие выявлению затруднений и индивидуальных особенностей обучающегося для организации своевременной педагогической поддержки и коррекционной работы.
Входной контроль направлен на определение исходного уровня знаний и навыков обучающегося по базовым социальным и коммуникативным умениям и проводится в форме анкетирования.
Промежуточная аттестация предназначена для оценки освоения основных тем и умений по программе. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования в прямом эфире. Примеры заданий включают выбор правильного варианта.
Итоговое занятие направлено на подведение итогов обучения и проверку сформированных навыков и умений в виде тестирования. Оно проводится в прямом эфире с педагогом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Входной контроль
1. ФИО*
2. Дата рождения *
3. Место проживания *
4. Пол*
5. Откуда узнали про обучение? *
6. С какой целью пришли на обучение? *
7. Проходили ли обучения по схожей тематике?*

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Промежуточная аттестация
Тестирование
Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Где и когда появились первые приспособления, напоминающие коньки?
а) В Скандинавии, около 3000 г. до н. э.
б) В Китае, около 1000 г. н. э.
в) В Голландии, XII–XIV века
г) В России, XVI век
2. Кто привёз в Россию первые образцы коньков и придумал крепить их к сапогам?
а) Екатерина II
б) Пётр I
в) Александр I
г) Николай I
3. В каком году в Санкт‑Петербурге открылся общественный каток в Юсуповском саду, ставший центром развития фигурного катания в России?
а) 1850 г.
б) 1860 г.
в) 1865 г.
г) 1870 г.
4. Когда состоялось первое состязание русских фигуристов?
а) 1865 г.
б) 1878 г.
в) 1881 г.
г) 1892 г.
5. В каком году в Санкт‑Петербурге прошёл первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию (среди мужчин)?
а) 1890 г.
б) 1896 г.
в) 1900 г.
г) 1906 г.
6. В каком году фигурное катание впервые включили в программу Олимпийских игр?
а) 1900 г. (Париж)
б) 1908 г. (Лондон)
в) 1920 г. (Антверпен)
г) 1924 г. (Шамони)
7. Когда в СССР прошли первые чемпионаты по фигурному катанию?
а) 1917 г.
б) 1924 г.
в) 1930 г.
г) 1945 г.
8. Какая пара стала первыми советскими фигуристами, громко заявившими о себе на мировой арене в 1960‑е годы?
а) Ирина Роднина и Алексей Уланов
б) Людмила Белоусова и Олег Протопопов
в) Татьяна Жук и Александр Горелик
г) Галина Карелина и Георгий Проскурин
9. Сколько золотых олимпийских медалей завоевала сборная СССР по фигурному катанию за всю историю выступлений?
а) 5
б) 7
в) 10
г) 13 (с учётом Объединённой команды на Играх 1992 года)
10. В каком году российские фигуристы завоевали три золотые медали на Олимпийских играх (в том числе в командных соревнованиях)?
а) 1994 г. (Лиллехаммер)
б) 2002 г. (Солт‑Лейк‑Сити)
в) 2010 г. (Ванкувер)
г) 2014 г. (Сочи)
Правильные ответы:
1. а) В Скандинавии, около 3000 г. до н. э. (археологические находки)
2. б) Пётр I (привёз образцы и усовершенствовал крепление)
3. в) 1865 г. (Юсуповский сад — колыбель российского фигурного катания)
4. б) 1878 г. (5 марта — первое состязание на катке в Юсуповском саду)
5. б) 1896 г. (первый официальный чемпионат мира среди мужчин)
6. б) 1908 г. (Лондон, летние Игры; первый зимний вид в олимпийской программе)
7. б) 1924 г. (первые чемпионаты СССР; победили Александра Быковская и Юрий Зельдович)
8. б) Людмила Белоусова и Олег Протопопов (первые советские чемпионы мира и Олимпиады в парном катании, 1960‑е)
9. г) 13 (с учётом выступлений Объединённой команды в 1992 году)
10. г) 2014 г. (Сочи: золото в командных соревнованиях, женском одиночном и парном катании)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Итоговый контроль
Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.
Тестирование: «История возникновения и развития фигурного катания на коньках как вида спорта»
1. Где и когда появились первые коньки?
а) В Скандинавии, около 500 г. до н. э.
б) В Китае, около 1000 г. н. э.
в) В Голландии, в XII–XIII веках.
г) В России, в XV веке.
2. Из какого материала изготавливались лезвия первых коньков?
а) Из бронзы.
б) Из кости животных.
в) Из железа.
г) Из дерева.
3. В какой стране фигурное катание начало оформляться как вид спорта в XVIII веке?
а) Во Франции.
б) В Германии.
в) В Великобритании.
г) В Италии.
4. Кто считается «отцом современного фигурного катания» и автором первых правил соревнований?
а) Ульрих Сальхов.
б) Джексон Хейнс.
в) Роберт Джоунз.
г) Карл Шефер.
5. В каком году состоялся первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию?
а) 1882 г.
б) 1896 г.
в) 1908 г.
г) 1924 г.
6. В каком городе прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию?
а) Стокгольм (Швеция).
б) Санкт‑Петербург (Россия).
в) Вена (Австрия).
г) Лондон (Великобритания).
7. Когда фигурное катание впервые вошло в программу Олимпийских игр?
а) 1900 г., Париж.
б) 1908 г., Лондон.
в) 1920 г., Антверпен.
г) 1 Newton г., Шамони.
8. Какой элемент фигурного катания был впервые исполнен Ульрихом Сальховом в 1909 г.?
а) Аксель.
б) Лутц.
в) Сальхов.
г) Риттбергер.
9. В каком году впервые прошли соревнования по парному катанию на чемпионатах мира?
а) 1908 г.
б) 1914 г.
в) 1923 г.
г) 1930 г.
10. Кто стал первой женщиной‑чемпионкой мира по фигурному катанию (1906 г.)?
а) Соня Хени.
б) Медж Сайерс.
в) Херма Планк‑Сабо.
г) Барбара Энн Скотт.
Правильные ответы:
1. в) В Голландии, в XII–XIII веках.
2. б) Из кости животных.
3. в) В Великобритании.
4. б) Джексон Хейнс.
5. б) 1896 г.
6. б) Санкт‑Петербург (Россия).
7. б) 1908 г., Лондон.
8. в) Сальхов.
9. в) 1923 г.
10. б) Медж Сайерс.
Тестирование: «Фигурное катание на коньках как олимпийский вид спорта»
1. В каком году фигурное катание впервые включили в программу Олимпийских игр?
а) 1900 г.
б) 1908 г.
в) 1920 г.
г) 1924 г.
2. На каких Олимпийских играх фигурное катание стало постоянным видом программы?
а) 1908 г., Лондон
б) 1920 г., Антверпен
в) 1924 г., Шамони
г) 1932 г., Лейк‑Плэсид
3. Сколько дисциплин включает современное олимпийское фигурное катание?
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
4. Какая дисциплина была первой в олимпийском фигурном катании?
а) Мужское одиночное катание
б) Женское одиночное катание
в) Парное катание
г) Спортивные танцы на льду
5. В каком году впервые разыграли олимпийские медали в женском одиночном катании?
а) 1908 г.
б) 1920 г.
в) 1924 г.
г) 1936 г.
6. Когда в программу Олимпийских игр включили парное катание?
а) 1908 г.
б) 1920 г.
в) 1924 г.
г) 1932 г.
7. В каком году дебютировали спортивные танцы на льду как олимпийская дисциплина?
а) 1952 г.
б) 1964 г.
в) 1976 г.
г) 1980 г.
8. Какая страна доминировала в парном катании на ранних Олимпиадах (1920–1930‑е гг.)?
а) США
б) Австрия
в) Швеция
г) Германия
9. Кто стал первым олимпийским чемпионом в мужском одиночном катании (1908 г.)?
а) Ульрих Сальхов
б) Николай Панин‑Коломенкин
в) Гиллис Графстрём
г) Карл Шефер
10. В каком городе прошли первые зимние Олимпийские игры, где фигурное катание было одной из основных дисциплин?
а) Санкт‑Мориц (Швейцария)
б) Шамони (Франция)
в) Лейк‑Плэсид (США)
г) Гармиш‑Партенкирхен (Германия)
Правильные ответы:
1. б) 1908 г. (Лондон, летние Игры)
2. в) 1924 г. (Шамони, первые зимние Игры)
3. в) 5 (мужское одиночное, женское одиночное, парное катание, танцы на льду, командные соревнования)
4. а) Мужское одиночное катание (1908 г.)
5. в) 1924 г. (Шамони)
6. б) 1920 г. (Антверпен, летние Игры)
7. в) 1976 г. (Инсбрук)
8. б) Австрия (Хелена Энгельманн и Альфред Бергер, 1924; Лилли Шайфель и Отто Кайзер, 1928)
9. б) Николай Панин‑Коломенкин (Россия, 1908)
10. б) Шамони (Франция, 1924 г.)
Тестирование: «Техника исполнения основных элементов фигурного катания на коньках»
1. Что является ключевым для успешного выполнения прыжка в фигурном катании?
а) Максимальная скорость перед прыжком
б) Правильный толчок, группировка и приземление на согнутую ногу
в) Длительное вращение в воздухе
г) Высокий взлёт без контроля положения тела
2. Какой элемент представляет собой вращение на одной ноге без смены опорной ноги?
а) Аксель
б) Волчок (сидячее вращение)
в) Лутц
г) Спираль
3. Что такое «тройка» в фигурном катании?
а) Прыжок с тремя оборотами
б) Поворот на одной ноге, меняющий направление скольжения
в) Комбинация из трёх прыжков
г) Вращение с тремя сменами позиции
4. Какой элемент выполняется с характерным «крюком» на льду перед толчком?
а) Сальхов
б) Риттбергер
в) Флип
г) Лутц
5. Что означает термин «преротейшен» в прыжках?
а) Дополнительное вращение в воздухе сверх заявленного количества оборотов
б) Неправильное, преждевременное вращение до отрыва от льда
в) Вращение в противоположную сторону от стандартного
г) Двойное приземление перед продолжением программы
6. Какая позиция является классической для вращения «заклон»?
а) Сидя, с коленом близко к льду
б) Стоя, с наклоном корпуса назад и ногой, поднятой выше уровня головы
в) В шпагате с горизонтальной линией ног
г) В группировке с обхватом ног руками
7. Что такое «шаги» (степ‑секвенция) в фигурном катании?
а) Серия прыжков подряд
б) Связующие элементы, создающие узор на льду с чётким ритмом
в) Техника скольжения без поворотов
г) Специальные ботинки для фигурного катания
8. Какой элемент включает скольжение на одной ноге с дугообразным изгибом корпуса?
а) Спираль
б) Аксель
в) Тодес
г) Кантилевер
9. Что критически важно при выполнении парного элемента «поддержка»?
а) Вес партнёрши
б) Синхронность движений и надёжный захват
в) Высота подъёма более 2 м
г) Скорость скольжения перед подъёмом
Правильные ответы:
1. б) Правильный толчок, группировка и приземление на согнутую ногу
2. б) Волчок (сидячее вращение)
3. б) Поворот на одной ноге, меняющий направление скольжения
4. г) Лутц (характерный «крюк» — ошибка, но именно она исторически ассоциируется с этим прыжком; чистый лутц выполняется без крюка)
5. б) Неправильное, преждевременное вращение до отрыва от льда
6. б) Стоя, с наклоном корпуса назад и ногой, поднятой выше уровня головы
7. б) Связующие элементы, создающие узор на льду с чётким ритмом
8. а) Спираль (кантилевер — отдельный элемент с экстремальным прогибом назад, но классическая спираль подразумевает именно дуговое скольжение)
9. б) Синхронность движений и надёжный захват
Тестирование: «Правила и организация соревнований по фигурному катанию»
1. Сколько программ (выступлений) включает соревнование в одиночном и парном катании на крупных турнирах (например, чемпионатах ISU)?
а) Одна (произвольная)
б) Две (короткая и произвольная)
в) Три (обязательные фигуры, короткая, произвольная)
г) Четыре (квалификационная, короткая, произвольная, показательная)
2. Что означает аббревиатура TES в протоколах соревнований?
а) Technical Element Score (оценка за технические элементы)
б) Total Event Score (общий балл за выступление)
в) Technical Execution Standard (стандарт исполнения техники)
г) Tournament Evaluation System (система оценки турнира)
3. Кто выставляет оценки за компоненты программы (GOE — Grade of Execution)?
а) Только главный судья
б) Техническая бригада (technical panel)
в) Судейская панель (группа судей)
г) Тренеры спортсменов
4. Что происходит, если спортсмен падает во время выступления?
а) Автоматическое снятие с соревнований
б) Снижение базовой стоимости элемента и отрицательная GOE
в) Никаких санкций — падение не влияет на оценку
г) Дополнительное время на повторение элемента
5. Какой документ определяет действующие правила соревнований по фигурному катанию?
а) Олимпийская хартия
б) Регламент Национального олимпийского комитета
в) Технические правила ISU (International Skating Union)
г) Локальные правила федерации страны‑организатора
Правильные ответы:
1. б) Две (короткая и произвольная)
2. а) Technical Element Score (оценка за технические элементы)
3. в) Судейская панель (группа судей)
4. б) Снижение базовой стоимости элемента и отрицательная GOE
5. в) Технические правила ISU (International Skating Union)